Нравственное воспитание младших подростков во внеклассной работе

ВВЕДЕНИЕ На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений,нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушаютсоциальные связи и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости иожесточению людей, разрушает внутренний мир личности. Именно поэтому школа,решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное вчеловеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основысобственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности засохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание,органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее егонеотъемлемую часть. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловленыобострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников пораженасоциальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать вобщественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Отдельныеребята страдают бездуховностью или усматривают ее в исключительностиположения в обществе своих родителей, замыкаются в своем исключительномкруге общения. Своеобразной формой бездуховности, обнищания духа являетсяуход некоторых молодых людей от общества в субъективный мир или состояние«балдения» под влиянием, спиртного, наркотических средств. Наиболее опаснойформой безнравственного состояния некоторых школьников являетсянравственное лицемерие, практическое использование двух-трехстепеннойморали: одна внешняя, показная — для школы, общественных мероприятий;другая—для дома, для семьи, вводящая в заблуждение родителей; третьяподлинная—для своего круга общения и для себя. На виду — общественнаяактивность, в душе — убежденность, что жизнь строится по законам жестокогоэгоизма. Проявляются результаты противоречия между нравственным воспитаниемв школе и обыденной жизнью, стихийными влияниями реальной действительности. «Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критическойоценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществлениявоспитательной работы. Один из них — вербально - мероприятийный, требующийв основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающихсодержание моральных правил на положительных примерах. Однако нравственноевоспитание состоит не в том, чтобы подносить молодежи усладительные речи онравственности. Вербально - мероприятийное воспитание осуществляется, какправило, изолированно от богатой нравственными проблемами реальной жизнидетей, не пересекаясь с нею и никак не влияя на нее. Поэтому в практическойжизни и деятельности детей возникает нравственный вакуум, которыйзаполняется стихийными, нередко негативными влияниями.» [9. c. 170] «Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Онпротивопоставляется вербальному и заключается в вовлечении детей вспециально разработанную систему деятельности и отработке поведенческихумений и навыков. Деятельностный подход в воспитании младших подростков,как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственноговоспитания. Между деятельностью ребенка и его нравственным сознанием нетпрямой связи. Ребенок часто не обнаруживает и не до конца осознаетподлинные мотивы своей деятельности. Абсолютизация деятельностного подходаотодвигает на второй план усвоение политических, философских, нравственныхидей. Узкодеятельностный подход по сути противостоит целостному подходу кформированию личности, в котором органично сочетаются и духовное влияние, идеятельность, и отношения, и общение, и проявление внутренних побуждений, исамостоятельное осмысление нравственных проблем.» [9. c. 171] Теоретически обоснованным и оправдавшим себя является подходцелостности, органического единства нравственного воспитания и жизни.Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается, когдаосновой, источником и материалом педагогического процесса является самасложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях исложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор,принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральноесознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой.Целостный, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитанияисходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы,переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужнанедюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный механизмнравственного воспитания заключается в разрешении противоречий междуребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие илидурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненныхситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либоон приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия ивнутренние слабости, либо ситуация захватывает его, порождает растерянностьи страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессепреодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональныхпереживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - нравственноеи эстетическое чувство, потребность в добром и нравственном удовлетворении. Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним изобязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – таадаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностныеориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная системавзаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой,внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственнымсодержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться наразумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определитьценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувствоответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможетнравственное воспитание, органически вплетенное в учебно- воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Этика какнаука о нравственной жизни человека, о нравственном выборе и обосуществлении его в поведении человека только ей присущими методами иформами воздействия на растущего человека способна выйти на глубинныйдиалог со школьниками о самых главных вопросах человеческого бытия и смыслажизни. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовкиответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящееи строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих еголюдей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственныхсвойств личности школьника. Основной функцией является формированиеинтеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностейучащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (сприродой, другими людьми, самими собой и др.) Задачей учителей современной школы является воспитание в детяхсамостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях ипоступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированиюотношений. Исследуемая нами проблема нашла отражение в исследованиях такихфилософов античности как: Пифагор, Демокрит, Аристотель. Пифагор говорил,что главное для человека «наставить душу к добру и злу». [13. c. 134]Другой выдающийся философ античности – Демокрит писал следующее:«Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье». [13. c. 134]Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении «Политика» отмечал,что «законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитаниюмолодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и сам государственныйстрой терпит ущерб». [13. c. 134]. Ряд советских исследователей таких как: Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко,В.А. Сухомлинский, Н.И. Болдырев, И.Ф. Харламов, И.С. Марьенко, а так жеряд российских ученных: Б.Т. Лихачев, Л.А. Попов, Л.Г. Григорович, И.П. Подласый и др., освящают в своих работах сущность основных понятий теориинравственного воспитания, содержания, методов нравственного воспитания. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всехнаук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить,делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[14. c. 379] К.Д. Ушинский писал о нравственности следующее: «…Убежденные в том,что нравственность есть необходимое последствие учености и умственногоразвития, мы еще убеждены и в том, что … влияние нравственное составляетглавную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще,наполнение головы познаниями …»[14. c.380] А.С. Макаренко указывал на то, что, на нравственное развитие человекавоздействует не только воспитание, но и другие системы влияний. Он писал: «… Нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного фактора в нашейистории, которые кроме своего прямого хозяйственного, или военного, илиполитического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые небыли бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового моральногоопыта.» [8. c.42] ЦЕЛЬЮ нашего исследования является теоретическое обоснованиеспособов нравственного воспитания младших подростков и ихэкспериментальная апробация. Объект исследования – процесс нравственного воспитание младшихподростков. Предмет исследования – нравственное воспитание младших подростков вовнеклассной работе. Задачи: а) проанализировать научную литературу по проблеме исследования; б) рассмотреть сущность нравственного воспитания; в) раскрыть содержание нравственного воспитания; г) изучить методы нравственного воспитания; д) доказать экспериментальным путем. Гипотеза: Нравственное воспитание будет осуществлено в том случае, если: - В содержание внеклассной работы будут включены компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления. - Будут использоваться различные виды, формы и методы нравственного воспитания. - Учитель личным примером будет способствовать воспитанию нравственности. В работе использовались следующие педагогические методы исследования: а) Включенное педагогическое наблюдение; б) Этическая беседа; в) Теоретический анализ пед.литературы. Глава I СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ Термин нравственность берет свое начало от слова нрав. По латыни нравызвучат как moralis – мораль. «Нравы – это те эталоны и нормы, которымируководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силойпривычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а неправовых положений.»[1. c.155] Вместе с тем моральные требования, нормы, нравы получают определенноеобоснование в виде представлений о том, как надо человеку жить, вести себяв обществе и т.д. Мораль исторически конкретна, она изменяется с развитием общества. Нетморали, единой для всех времен и народов. По мере смены общественно-экономических формаций менялись представления о нравственности,приличествующих нормах и нравах поведения в общественной среде. Л.А. Григорович дал следующее определение «нравственность – этоличностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, какдоброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм.»[5. c.104] И.С. Марьенко обозначил «нравственность – как неотъемлемую сторонуличности, обеспечивающую добровольное соблюдение ею существующих норм,правил, принципов поведения. Они находят выражение в отношении к Родине,обществу, коллективу, отдельным людям, к самому себе, труду и т.д.»[11.c.7] «Нравственные нормы – это правила, требования, определяющие, какчеловек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственнаянорма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а можети запрещать или предостерегать от них.»[5. c.104] Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Этоспециально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействиевоспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формированиеличности, нужной и полезной обществу. Обширнее понятие воспитание раскрывает М.Г. Яновская - «этодвусторонний процесс, основанный на взаимодействии воспитателя ивоспитуемых, а если речь идет о взаимодействии, школьник уже не толькообъект воспитания. Он субъективно идет на встречу воспитательным влияниямпедагога, он их принимает. А еще лучше, если школьник просто не замечаетпедагогических воздействий; ему кажется, что он сам так хотел, он сам кэтому стремился, потому что для него это и важно, и интересно. В такойситуации школьник - уже субъект собственного развития. Это важнейшаяпедагогическая закономерность, следование которой строго обязательно.»[25.c.25] Понятие нравственное воспитание всеобъемлюще. Оно пронизывает всестороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагогсовременности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему овсестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что еесистемаобразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевинанравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности.»[25. c.29] «Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическоевоздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с цельюформирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиямобщественной морали.»[12. c. 163] Нравственное воспитание, основанное на диалоге, общении,сотрудничестве, становится для младшего подростка значимым ипривлекательным, а потому и эффективным, если педагог заботиться овыполнении следующих условий: - «Опираться на положительные возрастные потребности и интересы, создающие эффект актуальности». - Обеспечивает эмоциональную насыщенность общей деятельности, организует совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. - Создает атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. - Утверждает радостный, мажорный стиль жизни детского коллектива и каждой личности. - Учитывает положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно), выполняющего функцию эмоционального заражения. - Заботиться о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.»[25. c.29] Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостныйпроцесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали,организации всей жизни младших подростков: деятельности, отношений, общенияс учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатомцелостного процесса является формирование нравственно цельной личности, вединстве ее сознания, нравственных чувств, совести, нравственной воли,навыков, привычек, общественно ценного поведения. Нравственное воспитание включает: формирование у младших подростковсознания связи с обществом, зависимости от него, необходимостисогласовывать свое поведение с интересами общества; ознакомление снравственными идеалами, требованиями общества, доказательство ихправомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственныеубеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивыхнравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главныхпроявлений уважения человека к людям; формирование нравственных привычек. Нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс,включающий педагогические и социальные явления. Однако процесснравственного воспитания в известной мере автономен. На эту его специфику всвое время указывал А.С. Макаренко. Основные задачи нравственного воспитания: «1. формированиенравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3.выработка умений и привычек нравственного поведения.» [12. c. 163] «Нравственное сознание – активный процесс отражения ребенком своихнравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развитиянравственного сознания является нравственное мышление – процесс постоянногонакопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, иханализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственныхвыборов. Нравственные переживания, мучения совести поражаются единствомчувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой,нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективноосвоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системеотношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.»[9. c. 266] Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимуломпроявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действеннопрактического отношения к миру не существует реальной нравственностиличности. Она реализуется в единстве нравственного чувства и сознательнойнепреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания являетсяпо мнению Б.Т. Лихачева: «…понятие нравственного чувства – постоянногоэмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений ивзаимодействий.»[9. c.265] Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность благодаря ихчувственному освоению ребенком. Нравственность для него, прежде всего живоечувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или,напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения игорького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началомчеловеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание нормповедения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственноевоспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение кдействительности является слабосильным, неспособным формировать внутренниестимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять ихповедением. «Источник моральных привычек – в единстве глубокой сознательности иличной эмоциональной оценки явлений, взаимоотношений между людьми, ихморальных качеств. Моральные привычки – это азбука моральных идей иубеждений. Формирование моральных привычек – это тот путь проникновениювоспитателя в духовный мир воспитанника, без которого невозможно пониманиечеловека и влияние на него тончайшими средствами – словом красотой.» [19.c.192] Благодаря моральной привычке нормы общественной сознательности иобщественной морали становятся духовным приобретением личности. Безморальной привычки невозможны самоутверждение, самовоспитание, уважение ксамому себе. Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означаетпренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознаниепредполагает знание моральных принципов, норм и одновременно, постоянноеосознание и осмысление своего нравственного положения в обществе,морального состояния, ощущения, чувства. «Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание –нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятиерешений - волевой стимул – поступок. В жизненной практике, особенно вэкстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названныекомпоненты.» [9. c.265] Важнейшим средством нравственного воспитания является использованиесозданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственныхидеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремитсячеловек. Как правило, нравственные идеалы формируются в рамкахгуманистического мировоззрения как обобщенной системы взглядов и убеждений,в которой человек выражает свое отношение к окружающей его природной исоциальной среде и центрируется вокруг человека. При этом отношениечеловека содержит не только оценку мира как объективной реальности, но иоценку своего места в окружающей действительности, связей с другими людьми. 1.2.СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Л.А. Григорович рассматривал содержание нравственного воспитания черезгуманность. «Гуманность – это интегральная характеристика личности, включающаякомплекс ее свойств, выражающих отношение человека к человеку. Гуманностьпредставляет собой совокупность нравственно-психологических свойствличности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как квысшей ценности. Как качеств личности гуманность формируется в процессевзаимоотношений с другими людьми: внимательности и доброжелательности;умений понять другого человека; в способности к сочувствию, сопереживанию;терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению; в готовности прийти напомощь другому человеку.»[5. c.104] Особой воспитательной силой обладает пример гуманного отношенияучителя к ученикам. Другое средство воспитания гуманности – морально-этическое посвящение (изучение биографий великих людей, их творческойдеятельности, жизненных принципов, нравственных поступков). Важным условиемвоспитания гуманности является организация коллективной учебной,общественно полезной деятельности, особенно таких ее видов, где учащиесяпоставлены в ситуации непосредственного проявления заботы о других,оказания помощи и поддержки, защиты младшего, слабого. Такие ситуации могутнепосредственно возникать в процессе совместной деятельности, а могут бытьспециально предусмотрены педагогом. Кроме гуманности в содержаниенравственного воспитания входит воспитание сознательной дисциплины икультуры поведения. Дисциплинированность как качество личностихарактеризует ее поведение в различных сферах жизни и деятельности ипроявляется в выдержанности, внутренней организованности, готовностиподчиняться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.«Являясь составной частью нравственности, дисциплина основана на личнойответственности и сознательности, она готовит младшего подростка ксоциальной деятельности. Нравственной предпосылкой ответственности за своипоступки является способность личности выбирать свою линию поведения вразличных обстоятельствах.» [5. c. 105-106] Дисциплинированность как личностное качество имеет разные уровниразвития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения. Оновключает в себя: - «культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения, владеть нормами устного и письменного литературного языка); - культуру общения (формирование навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми, умение дифференцировать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах, от цели общения – деловое, личное и т.д.) - культуру внешности (формирование потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); - бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни, рациональная организация своего жилища, аккуратность в ведении домашнего хозяйства и т.п.).» [5. c. 105-106] Культура поведения младших подростков в значительной мере формируетсяпод влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций,сложившихся в школе и семье. По И.Ф. Харламову содержание нравственности заключается в следующем: 1. В отношение к Родине (патриотизм) – любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется. 2. В отношение к труду (трудолюбие) – предполагает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании. 3. В отношение к обществу (коллективизм) – умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить. 4. В отношение к себе – уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность. 5. В человеколюбие или гуманность.[20. c.380] Результатом нравственного воспитания является нравственнаявоспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах икачествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. Онравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства,способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию,стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания:моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явленияхжизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку.«Нравственная воспитанность – это устойчивость положительных привычек ипривычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здоровогодетского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие ушкольника сильной воли, способность осуществлять нравственно - волевойконтроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активнойжизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимостив сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самомусебе.» [9. c.269] Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы,правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, какпривычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значениинравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим исполнением,вынужденным только внешними требованиями установленных в обществе моральныхнорм и правил. Она есть как не что иное, как внутренний категорическийимператив личности, в качестве побудительных сил которого выступают еездоровые общественные потребности связанные с ними моральные знания,взгляды, убеждения и идеалы. 3. КРИТЕРИИ НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ Целостным и общим в личности является, определяющие качества исвойства, такие, как убежденность, стойкость, целеустремленность,выражающие ее направленность и сущность. Производным, индивидуальным,неразрывно связанным с основными качествами личности являются такиепоказатели жизнедеятельности, как прилежание и успешность. Они могут бытьвыражены в виде качественных оценок или баллами. Любой вид деятельностимладшего подростка: учение, труд, общественная работа, общение, внеучебнаядеятельность, творчество, обязанности в семье – может быть оценен с точкизрения прилежания и успешности. Показатели этих критериев опосредованносвидетельствуют о степени развития природных способностей и нравственнойзрелости школьников. Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первуюочередь необходимы определенные и четкие представления о сущности детскойличности, ее основополагающих — ведущих качествах и свойствах. Для ихвыявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастныхособенностей детей, основных требований к сущности, главным качествам исвойствам детской личности. Для этого нужно опираться на возрастнуюпериодизацию. Основные моральные требования к детям различных возрастных группвыражены в Правилах для учащихся, Законах и Уставах общественныхобъединений, школьных единых требованиях. Классному руководителю,воспитателю важно иметь вытекающий их этих документов краткий набортребований, с которыми он мог бы сравнивать состояние нравственнойвоспитанности, основных личностных качеств своих учеников. При отборе иформулировании таких требований учитываются: возрастные возможностиусвоения детьми обобщений и понятий; идейная, нравственно-эстетическаянаправленность их содержания; четкость выражения смысла и яркость,привлекательность формы; постепенность в нарастании сложности и глубинысодержания; неразрывность связи с жизнью; соответствие детским устремлениями увлечениям. В конкретных условиях работы каждой школы, с учетом возрастающегоуровня воспитанности детей, набор и содержание требований меняются. Накаждом возрастном уровне они в основном и главном определяют, что, как,кого, с кем, за что: знать, уметь, любить, дружить, трудиться, бороться,беречь, помогать, творить. Эти девять требований носят обобщенный,всеобъемлющий характер, вбирают в себя многие нравственные нормы и выражаютсущностные свойства и качества детской личности. Рассмотрим примерные перечни основных требований применительно кмладшим подросткам: От них требуется:— «знать, что они граждане своей страны;— уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер ицелеустремленность, доброту и требовательность, способность не поддаватьсясоблазнам наживы, потребительства, курения, употребления спиртного,наркотических и токсических средств;— любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу икрепко держать свое слово;— дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно; бытьпринципиальным, требовательным и чистым в дружбе;— бороться с проявлениями в себе и своих товарищах тщеславия,самодовольства, жестокости, равнодушия к людям и делу;— беречь свое человеческое достоинство и честь; все добро, созданноенародом, охранять и восстанавливать памятники культуры;— помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрыйпоступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;— творить в учебе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешьспособность и тягу к творчеству.» [9.c. 274-275, 277] В подростковый период в личности ребенка происходят качественныеизменения, связанные с половым созреванием и ростом самосознания. Подростокначинает ощущать, осознавать себя личностью. Он еще не личность ввосприятии взрослых, но уже личность в собственном восприятии. Овладениекомплексом нравственных требований способствует его личному развитию. Глава II МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ Методы нравственного воспитания - это своеобразный инструмент в рукахучителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процессанравственного развития и совершенствования личности, управление этимпроцессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляетсяцеленаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется ихжизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт. [11. c. 83] Ускорение и углубление нравственного формирования личности взначительной степени зависит от вооруженности учителя зданиямиспецифических функций и назначения методов воспитания, от умения определятьи создавать оптимальные условия их использования. Реализация этогоположения в практике воспитания школьников требует динамичности,соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составнымичастями. При этом жизненно необходимым является воздействие наинтеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти видывоздействия составляют основные компоненты процесса нравственноговоспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения иливнимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование исамоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому вконечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнутыи успешно решены. Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возрастаучащихся и жизненного опыта. Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимостиот развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован,воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всемдетям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся,методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опиратьсяна мнение школьников, советуется с ними. Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются отиндивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится нетолько со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цельработы с коллективом – воспитание личности каждого ребенка. Этой целиподчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива это не самоцельа лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности. И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методыприучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания,руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. Впроцессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как:упражнение и убеждение. Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростковнеобходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет наличность. Убеждение направлено на формирование у младших подростковэтических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработкуэтических идеалов. Для активизации нравственного развития личности ипроверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведенияиспользуется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умелоподобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственныепроблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенныенравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения какконечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицируетпротекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волюученика. [11. c. 84] Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, вразличных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь междупоступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития,определять перспективу в становлении личности, формировать положительныемотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включаетследующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий иситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственнойзадачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихсяможно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять -мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполненииразличных видов деятельности и поведения, создавать благоприятнуюобстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнятьнежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение,назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитетученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение егоза товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишатьожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выборавариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться стоварищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методоввоспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитиеличности. [11. c. 84-85] И.Г. Щукина выделяет три группы методов: «методы формирования сознания(рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание,внушение, диспут, доклад, пример); методы организации деятельности иформирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающиеситуации); методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).»[14. c.113] В процессе нравственного воспитания применяются и такиевспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат дляодобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действийучащихся. К методам нравственного воспитания относится так же личныйпример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведениеучащихся, на формирование их морального облика. [6. c. 117] В системе основных методов воспитательного воздействия как составнаячасть, средство и прием используется положительный пример. В педагогическойлитературе он рассматривается как самостоятельный метод и как компонент-методов формирования нравственного сознания и поведения. [6. c. 118] В реальном педагогическом процессе методы и методические приемывыступают не изолировано, а в различных сочетаниях. Бывают случаи, когда иметоды и методические приемы образуют сложные переплетения, поэтомусоздается впечатление об обилии методов нравственного воспитания. 2.2. САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И САМОВОСПИТАНИЕ Первый этап работы по стимулированию самовоспитания учащихсяначинается с диагностирования их готовности к самовоспитанию. Этонеобходимо для реализации дифференцированного и индивидуального подходов.Диагностирование осуществляется по трем критериям: когнитивному,мотивационному и деятельностному. При этом выясняется, знаком ли ребенок соспособами самопознания и регулирования своего поведения, хочет ли большезнать о себе и изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого. В процессе диагностики педагогу целесообразно организовать:• «анализ мотивов самовоспитания; поведения учащихся в естественных илиискусственно созданных проблемных ситуациях в учебной, трудовой,общественной и других видах деятельности, в процессе общения друг с другом,с педагогами и другими людьми;• наблюдение, представляющее собой организованную, целенаправленную ипланомерную фиксацию фактов, свидетельствующих об изменении учащимися самихсебя, своего отношения к себе и окружающей действительности;• беседу, являющуюся одновременно и методом изучения, и методомвоспитания учащихся, формирования у них установки на самовоспитание;• анализ сочинений учащихся, их размышлений о себе;• экспресс-опрос учащихся, родителей, позволяющий получить определеннуюинформацию от значительного числа людей за короткое время;• хронометраж времени, позволяющий довольно быстро получить информацию нетолько о том, как учащиеся проводят свой день, но и данные о наличии (илиотсутствии) у них таких качеств, как умение планировать и организовыватьвремя, деловитость, ответственность, самоконтроль, способность ксамоанализу и т.д. Одновременно хронометраж времени выступает и стимуломсамовоспитания;• обобщение независимых характеристик — сравнение и сопоставлениехарактеристик учащихся, данных разными людьми — классным руководителем,другими педагогами, родителями, товарищами;• педагогический консилиум — совместное обсуждение индивидуальныхособенностей учащихся всеми или несколькими педагогами, знающими их, дляопределения способов стимулирования самовоспитания.» [14 c. 76-77] Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствиемстановится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников.Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида насамого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях младшиеподростки прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальныеситуации для закалки мужества, укрепления волн, дисциплинированности,выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственногосостояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступеньболее высокого качества. Для младших подростков характерно стремление ксамовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникаетдуховная потребность сознательного самосовершенствования.»[9. c. 169] Нравственное воспитание младших подростков, осуществляемое в школе,общественных организациях, внешкольных учреждениях и семье, обеспечивает уподавляющей массы школьников формирование любви к Родине, бережногоотношения к всему многообразию собственности и творческого отношения ктруду. Его результатом является коллективизм, здоровый индивидуализм,внимательное отношение к человеку, требовательность к себе, высокиенравственные чувства патриотизма, сочетание общественных и личныхинтересов. Глава III ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Практическая часть исследования с 5.04.04 по 1.05.2004 г., в школе №33 в 6 «В» классе. Класс насчитывал 23 человека. За период практикипроведена практическая работа, соответствующая проблеме «Нравственноевоспитание младших подростков во внеклассной работе». Во время практики мынаблюдали за детьми, вели записи, делали разнообразные задания попедагогике и психологии, так же провели два классных часа и воспитательноедело. Классные часы были посвящены нравственному воспитанию. На практике мыопирались на книгу «Уроки добра и красоты». Автор: Потанина Л.Г., ЩурковаН.Е. Тема классного часа была следующая: «Помогай окружающим людям». Цель:научить ребят взаимопомощи, поддержки, уважению друг к другу, воспитаниекультуре межличностных отношений. На классном часе мы с ребятами разбиралиразнообразные ситуации. Ребята охотно вступали в дискуссии, делали своивыводы, предлагали свои варианты по предложенным ситуациям. В целомклассный час прошел хорошо. На передоложенные ситуации «Помочь учителюповесить плакат, зажечь свет, стереть с доски, отпереть кабинет, раздатьтетради, листы, книги», ребята отвечали следующим образом. «Да, я всегдапредлагаю свою помощь учителю» (ответили 19 человек). «Я бы предложилпомощь, но мне кажется, что это будет выглядеть как подхалимство, смогутолько в той ситуации, если в классе никого не будет» (ответили 4мальчика). «Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начнитеразговор». Две девочки хорошо справились с этим заданием, беседа проходилав культурной форме, с извинениями и т.д.. На первый взгляд было понятно,что класс привык к такой форме проведения классного часа, ребята хорошознали как себя нужно вести в той или иной ситуации, имели представления оморали, об этикете, о безнравственных поступках и т.д. Классныйруководитель удаляет много времени на нравственное просвещение ребят(походы в театр, проведение классных часов, мероприятий и т.д). На второмклассном часе мы разбирали такуютему: «Взаимное уважение». Цель: научить ребят взаимному уважению друг к другу, а так же к пожилым людям, воспитание культуре межличностныхотношений. Предлагались следующие ситуации: 1. «Выразить почтение кстарику». Ребята были разбиты на команды. Каждая команда разыгрывала сценкуна эту ситуацию, как, по их мнению, выражается уважение к пожилым. На мойвзгляд, ребята отлично справились с таким видом работы, сценки получилисьестественными, интересными. 2. «Пригласить к столу и рассадить гостей,пожелать приятного аппетита». Так же ребята были разбиты на команды,каждая команда выполняла задание. Можно сделать вывод о том, что ребятахорошо знают правела этикета и умеют применять полученные знания. Классныйруководитель так же участвовал в дискуссиях, помогал ребятам, акцентировалих внимание на той или иной ситуации, так же классный руководитель просилребят вспомнить некоторые правила этикета. Классный руководитель попросилребят сделать выводы, а так же сравнить поведение ребят в повседневнойжизни. Ребята пришли к выводу, что не всегда руководствуются правиламиэтикета, и делают безнравственные поступки. Так же мы провели в классе воспитательное дело. Тема воспитательногодела: «Вавилонская башня». Цель: воспитание культуры межличностныхотношений, уважение друг к другу, принятие совместных решений,взаимопомощь. Наша задача была в том, что бы сплотить ребят, научить ихобщаться между собой, уважать мнения друг друга. Ребята активно участвовалив играх, сценках, принимали совместные решения, проявляли уважения к мнениюдруг друга, действовали сообща. В целом работать с ребятами понравилось, они охотно шли на контакт,вступали в дискуссии, делали свои выводы. К тому же ребята оказалисьтворческими (артистичными) личностями. На наш взгляд нужно проводить идальнейшую работу в классе в этом направлении (нравственное воспитание),это позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения. Вцелом класс творческий, любят разыгрывать разные сценки, которыепридумывают сами или на основе произведений, поэтому дальнейшую работуможно направить и на развитие творческого потенциала у детей. Если вдальнейшем в классе будет проводиться такая работа с детьми, то ребятавырастут культурными, высоко нравственными людьми. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию нравственности во внеклассной работе у младших подростков подтвердили выдвинутую нами гипотезу. Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных свойств способствуют: 1. Личный пример учителя; 2. Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности; 3. Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания; 4. Так же компоненты способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание внеклассной работы. Завершая наше исследования мы можем сказать следующее, нравственноевоспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека ипродолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами инормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначитькакие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, этовозможно и целесообразно. Педагогика зафиксировала, что в различныевозрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственноговоспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по разному относятся кразличным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тотили иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейшийрост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формированиивсесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственноеразвитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитаниеэстетических чувств и интересов. «Разрешение противоречий нравственного воспитания требует критической оценки сложившихся подходов к организации и механизмам осуществлениявоспитательной работы. Один из них — вербально - мероприятийный, требующийв основном разработки некоторой суммы просветительных бесед, раскрывающихсодержание моральных правил на положительных примерах. «Другой подход — деятельностно - мероприятийный. Онпротивопоставляется вербальному и заключается в вовлечении детей вспециально разработанную систему деятельности и отработке поведенческихумений и навыков. Деятельностный подход в воспитании младших подростков,как и вербальный, будучи абсолютизированным, искажает процесс нравственноговоспитания. Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике являетсяподход целостности, органического единства нравственного воспитания ижизни. Целостность нравственного воспитания младших подростков достигается,когда основой, источником и материалом педагогического процесса являетсясама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не насловесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях исложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор,принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральноесознание детей, укрепляются принципы поведения и, умение владеть собой. Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним изобязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка – таадаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностныеориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная системавзаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой,внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственнымсодержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться наразумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определитьценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этомупоможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть. Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовкиответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящееи строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих еголюдей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственныхсвойств личности школьника. Основной функцией является формированиеинтеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностейучащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (сприродой, другими людьми, самими собой и др.) Задачей учителей современной школы является воспитание в детяхсамостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях ипоступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированиюотношений. Важное значение для нравственного формирования школьников имеет нетолько содержание, но и организация вне учебного процесса. Для этогонеобходимо деятельность учащихся строить как коллективную. Организацияколлективной и групповой форм возможна на уроках по всем предметам, ноособенно на уроках труда, лабораторных, практических, внеклассных занятиях. Библиография 1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г. 2. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с подростками. - М., 1987г. 3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987г. 4. Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 1968г. 5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г. 6. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56. 7. Косолапов Ю.А.. Нравственное воспитание учащихся в процессе перспективной деятельности коллектива. // Нравственное воспитание школьников. - 1975. - №12. - с.52. 8. Кочетов А.И. Организация самовоспитания школьников. - Минск., 1990г. 9. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г. 10. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987г. 11. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г. 12. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г. 13. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г. 14. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г. 15. Савин Н.В. Педагогика. - М., 1978 г. 16. Седова Н.Е. Педагогика вокруг нас. - П-К., 1995г. 17. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3 – с.26-37. 18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1980г. 19. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г. 20. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г. 21. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998. - № 6 – с.64-65. 22. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002г. 23. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение. - М., 1986г. 24. Шульц М.П. К вопросу о методах нравственного воспитания школьников. // Нравственное воспитание школьников. 1976. - №12 - с.104 – 115. 25. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Предлагаемые ситуации к первому классному часу. Тема: «Помогай окружающимлюдям». 1. Вы немного опоздали на лекцию. Входите в аудиторию... 2. Вы приходите утром в класс. Видите своих товарищей... 3. За столом сидят двое. Они беседуют. Вам необходимо обратиться к ним свопросом. Сделайте это. 4. Видите: стоит стол, сервированный для чаепития. Подходите, начинайтепить чай. 5. Видите: стоит стол, сервированный для ужина. Вы хозяин или хозяйкастола. Пригласите товарищей, приступите к трапезе. 6. Позвоните по телефону кому-либо из стоящих здесь людей. Начнитеразговор. 7. На столе лежит яблоко. Вручите его кому-нибудь из находящихся вклассе. Найдите повод и слова для этого. 8. Подойдите к кому-нибудь и узнайте, как проехать на Тверскую улицу. 9. Начинайте передвигать стол. Если никто не бросится помогать,попросите помочь сами. 10. Вы идете с девушкой. Подходите в дверям. Двери на пружине. Покажите,как вы будете себя вести. Пригласите партнершу для выполнения заданий. 11. Помогите, пожалуйста, девушке надеть пальто. (Одна из присутствующихиграет роль ассистентки). 12. Вы постучали в дом. Вам открыли и Вы увидели, что ошиблись адресом.Как поступаете дальше? 13. Вас двое юношей и одна девушка. Вы подходите к стойке кафе, чтобывыпить чашечку кофе. Как будете это делать? 15. Вы пригласили в гости товарища. Он опаздывает, и Вы нервничаете. Новот — звонок. Открывается дверь. Что скажете? ПРИЛОЖЕНИЕ 2Предлагаемые ситуации к второму классному часу. Тема: «Взаимное уважение». — Выразить почтение к старику. — Произнести комплимент в адрес человека в разной социальной роли. — Произнести утреннее, дневное и вечернее приветствия. — Произнести прощальные и добрые пожелания при расставании. — Пригласить к столу и рассадить гостей, пожелать приятного аппетита. — Вручить в знак памятной даты сувенир и произнести приветствие. — Сервировать стол на несколько персон. — Обращаться с просьбой к прохожему, продавцу, киоскеру, зрителю. — Возразить собеседнику, высказавшему спорное суждение. — Сказать комплимент собеседнику по поводу его суждения. — Встать при входе в комнату женщины; встать при обращении с вопросомстоящего человека (старшего, женщины). — Пропустить в дверях старшего, девочку, женщину. — Преподнести и принять угощение.. Подобрать наилучший костюм для ситуации посещения именинника. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Сценарий воспитательного дела: Сценка легенда о Вавилонской башне Ученики разыгрывают сценку 1 Автор. На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись свостока, люди нашли на земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказалилюди друг другу: наделаем кирпичей и обожжем их огнем. И стали у нихкирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они:построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя прежде,нежели расселимся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть на город ибашню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь... Господь. Вот один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать,и не отстанут от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем язык ихтак, чтобы один не понимал речи другого. 2 Автор. И рассеял их Господь по всей земле, и остались город и башнянедбстроены. Посему дано ему имя «Вавилон», ибо там смешал Господь языквсей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле. Выходят ведущие. 1-й ведущий. Здравствуйте, все! Давайте представим, что мы с ваминаходимся в том самом времени и месте, о которых нам только что рассказалиребята, и попытаемся достроить башню. Получится или нет достроить башню,зависит только от вас, уважаемые участники нашей встречи. Сейчас всем будут выданы карточки, на каждой карточке написано слово«здравствуйте» на четырех разных языках. Здороваясь друг с другом, всеучастники должны собраться по командам (в зависимости от выбранного языка).В результате должно получиться четыре команды (далее будем называть их«народами»). 2-й ведущий. Прошли века, и возродилась идея построить башню. Но этоможет получиться в том случае, если люди разных народов, говорящие наразных языках и наречиях, смогут договориться между собой. Нашим четырем«народам» придется пройти большие испытания, чтобы проверить, сумеют ли онинайти общий язык, даже если говорят на разных языках. Каждому народу будет предложено выполнить задание. Если «народ» правильноего выполняет, то получает часть башни, которую предстоит достроить всемвместе. 1-й ведущий. «Народы», вы готовы? Итак, послушайте условия первогозадания. Каждому «народу» необходимо придумать свое название. Названиедолжно отличаться от существующих в реальной жизни названий народов. 2-й ведущий. А еще вы должны придумать ритуал приветствия. Например, вЯпонии при встрече говорят «коннитива» и при этом кланяются.. В Бурятииговорят «санбойна», при этом вытаскивают кинжал из ножен, убирая его заспину, а в Якутии при встрече говорят «дорообо» и прикладывают руку ксердцу, чуть-чуть наклоняясь вперед. 1-й ведущий. Время на подготовку 3 минуты. «Народы» готовятся и выполняют первое задание. 2-й ведущий. Во все времена между народами развивались торговыеотношения. Не зная языка соседних народов, люди общались посредствомжестов. Рассказ 2 учеников о жестах: 1 ученик рассказывает о жестах, другой ученик показывает их. 1 ученик: жест в Японии «большой палец в верх» означает старший поположению. Жест «рука ложится на сердце» означает в Японии положись наменя. Жест «показывать указательным пальцем на себя» означает я. Когда намнужно сказать тише мы заменяем это слово на жест «поднимаем указательныйпалец в верх и прикладываем ко рту». Этот жест используется как в Россиитак и в Японии. 1-й ведущий. Например, в Америке жест «ноль», образованный большим иуказательным пальцами правой руки, означает «о'кей», т.е. «все в порядке».Такой же «ноль» в Японии означает — «деньги». А вот в Португалии, Испании инекоторых других странах с этим жестом будьте поосторожнее — там онвоспринимается как нечто непристойное. 2-й ведущий. Второе задание будет следующим: «народу» необходимо купитьчто-либо у другого «народа», объясняясь языком жестов, можно использоватьпантомиму. Участники первой команды должны показать, изобразить, что онихотят купить, участники второй команды за 30 секунд должны догадаться, очем идет речь. Купля-продажа происходит по круговой системе. 2-й ведущий. Вы знаете, что у нас в мире есть 7 чудес света. Например:В Париже это Эмфелевая башня. В Москве это Кремль и т.д. Теперь вам народампридется придумать своё чудо света. На подготовку 3 минуты. 1-й ведущий. Мы переходим к последнему заданию. Представьте себе, чтоодин из жителей вашего «народа» попал в плен, а выручить его из плена можноодним только способам – узнать руку своего соплеменника, попавшего в плен. 2-й ведущий. Задание следующее: от каждого «народа» выбирается «пленник»и тот, кто будет его «спасать». Предварительно «спасатель» ощупывает руку«пленника», стараясь запомнить ее. Затем «спасателю» завязываются глаза, ион из четырех разных рук пытается угадать руку своего соплеменника. Участники выполняют задание. 2-й ведущий. Мы подошли к очень важному и ответственному моменту нашейвстречи. Каждый «народ» набрал определенное количество частей башни, итеперь вам всем вместе предстоит воздвигнуть ее. Делать это надоосновательно, чтоб башня получилась крепкая и никакая сила не смогларазрушить ее. Дети «строят» башню. 2-й ведущий. Вы построили высокую башню, а для того, чтобы онаоставалась устойчивой, необходимо, чтобы у нее был прочный фундамент,основа. Нашу башню строили представители разных народов. Как вы думаете,что является основой, прочным фундаментом взаимоотношений между народами? Ребята отвечают (взаимопонимание, доверие между народами). 1-ведущий. Какими качествами должны обладать люди разных народов, чтобысохранялись прочные взаимоотношения между людьми, и был мир во всем мире?Мы, наверное, об этом узнаем, если каждая команда впишет в кирпичиках башниодно качество, самое важное на ваш взгляд Ребята выполняют задание. 1-й ведущий (читает слова, вписанные в кирпичики). Конечно, если бы вселюди мира строили свои взаимоотношения на такой основе, то на этом светебыло бы сделано много больших, красивых, добрых дел па благо всемучеловечеству.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: