Объекты профессиональной деятельности психолога

В зависимости от объекта профессиональной деятельности, следует выделить несколько направленностей внутри профессии «Психолог»:

Организационный психолог – работает в государственных и коммерческих организациях, в консалтинговых фирмах - с организациями, предприятиями любого масштаба. Все чаще для психологов объявляются вакансии в сфере HR: на должности директора по персоналу (или его заместителя), тренинг-менеджера, внутреннего тренера, психотренера и т.д. в самых разных организациях – от банков и различных коммерческих структур до научных и проектных институтов. Оргпсихолог консультирует руководителя и специалистов по вопросам психологии управления, психологических аспектов маркетинга, рекламы, построения системы мотивирования и профессионально-личностного развития сотрудников, проводит обучение коллектива искусству общения и решению конфликтов, помогает наладить отбор, подбор и аттестацию кадров, выстроить систему нормирования труда, систему обучения и повышения квалификации, повысить качество обслуживания, организует процесс создания и развития корпоративной культуры, приверженности и многое другое – налаживая общение между людьми в сфере бизнеса.

Востребованность организационных психологов связана, в первую очередь, с пониманием руководителями ценности и значимости «человеческого фактора». Ведь именно персонал, сотрудники компании – главный ресурс развития любой организации в современном мире. А персонал – это люди, где каждый человек со своими особенностями характера, мотивации, поведения и к каждому нужно найти подход, понять в каком направлении следует развивать данного сотрудника и развивать ли вообще. И здесь оргпсихолог незаменим, поскольку следит за «психологической формой» сотрудников.

С персоналом связаны не только основные ресурсы развития, но и главные риски и угрозы безопасности любого современного предприятия. Без качественного психологического сопровождения бизнес-процессов и кадровых решений невозможно добиться ни приемлемой защищенности бизнеса, ни устойчивой (и, тем более, перспективной) конкурентоспособности предприятия.

Клинический психолог в больницах, клиниках, санаториях или специальных психологических центрах, службах экстремального реагирования (МЧС, антитеррористических служб, реабилитации после попыток суицида, после аварий и катастроф), развивающих и обучающих центров, а также центров по работе с людьми с ограниченными возможностями и инвалидами, в организациях и частных кабинетах помогает людям справляться со сложными внутриличностными проблемами и комплексами, зависимостями и психологическими кризисами. Такой специалист помогает справиться с неврозами и повышенной тревожностью, паническими атаками, помогает разобраться в себе в кризисных ситуациях. Клинический психолог проводит психологическую реабилитацию после стрессов и психологических травм – помогая людям справляться с психологическими проблемами.

Юридический психолог – работая в специальных лабораториях судебно-психологической экспертизы, в органах правопорядка, службах дознания, контролирующих органах, службах безопасности крупных компаний, в пенитенциарных заведениях, в консалтинговых фирмах проводит экспертные исследования преступного поведения, вменяемости в момент совершения преступного деяния, психического состояния и психофизиологических особенностей субъекта преступления, проводит анализ психологии преступника, мотивов преступления, ситуаций насилия, рассматривает психологические условия дорожно-транспортного происшествия, определяет особенности криминальной психологии, выступает медиатором в суде и в досудебном решении споров, работает с детекторами лжи и многое другое – помогая следствию и людям отстаивать свои интересы в суде и решать проблемы не доводя дела до суда. Востребованность в такой посреднической, переговорной деятельности (и, соответственно, в психологах-медиаторах) в последние годы активно растет.

Психолог в образовании – в детских садах, общеобразовательных и спортивных школах, гимназиях, лицеях работает с детьми и педагогическим коллективом, помогая воспитанникам, учащимся познавать себя, выстраивать отношения со сверстниками, учителями, родителями, а учителям помогает найти оптимальные формы обучения и воспитания, свой подход к ученикам. Одному нужно помочь развить память и внимательность, другому наладить отношения с отцом или матерью, третьему нужно научиться любить или дружить, а кому-то нужно суметь объяснить что такое "хорошо" и что такое "плохо"... В образовании психолог консультирует учеников, родителей и учителей в своем кабинете, проводит тестирование, обучающие игры и тренинги, ведет клубы общения и саморазвития, преподает психологию и многое другое – налаживая общение и отношения, помогая ученикам познавать себя и мир людей.

Спортивный психолог – в центрах спортивной подготовки, в спортивных школах, помогая спортсменам овладеть спортивным искусством. Кроме собственно технической спортивной подготовки (техники движений) в спорте крайне важна психическая и психологическая подготовка. Не секрет, что только тот спортсмен сможет показать всё на что он способен, который сумеет отбросить лишнее, сконцентрируется на текущих задачах, будет собран и в тоже время раскрепощен… Успех спортсмена зависит от его психического состояния (призванного оптимальным способом: а) включать в работу все необходимые имеющиеся рефлексы, знания, умения и навыки (на фоне общей уверенности и психической собранности); б) обеспечить возможность выполнения деятельности на максимально возможном уровне согласованности всех функциональных систем спортсмена; в) обеспечить возможность максимально эффективного восстановления в периоды отдыха спортсмена). Совершенствование спортивного мастерства предполагает совершенно равнозначную серьёзную работу на всех трех указанных уровнях (например, что толку от хорошей физической формы, если спортсмен на ответственных соревнованиях находится в предстартовой лихорадке и не может сосредоточиться и показать на что способен? Или, что толку от «оптимального боевого состояния», если у спортсмена наличествует масса «паразитных» движений или имеется неверная «программа действий» в голове?).

Формирование оптимальной «программы действий» («образа действий», «ориентировочной основы действий») в сознании спортсмена предполагает: а) осознание ошибочных действий или действий, которые возможно оптимизировать, затем - б) отработку их на уровне целостно представляемого действия (идеомоторная тренировка - самопрограммирование деятельности), и только после этого - в) воплощение, отработку новой программы в реальной спортивной практике. В противном случае придется бороться с уже выработанной ранее «программой действий», вместо того, чтобы оптимизировать ее. Необходимость в идеомоторной проработке и совершенствовании действий до всякого осуществления физического действия в спортивной психологии научно доказана, однозначно подтверждена многими практическими исследованиями и не может ставиться под сомнение, однако внедряется недостаточно интенсивно – об этом просто мало знают…

Умение входить в требуемые психические состояния обеспечивается специальной психологической и психической подготовкой спортсмена под руководством спортивного психолога. К психологической подготовке относится освоение спортсменом психологических знаний и обретение умений: а) в области управления эмоциональным состоянием, настроением (не только в процессе тренировки или выступления, но и вообще в жизни, в общении с прессой, соперниками, близкими людьми и т.д.); б) в области управления отношениями с людьми – способность быть независимым от конфликтов, от провоцирующих факторов, от манипуляций в общении и прочих дестабилизирующих психику воздействий; в) в области позитивного мышления – способности воспринимать трудности в качестве задач и возможностей, видеть пути достижения цели, способности мобилизоваться под действием различных помех, умения постоянно совершенствоваться и учиться новому; г) в области психогигиены – знаний о том, как обеспечить физиологически и психически эффективный отдых и восстановление; д) в области психологии деятельности – понимания спортсменом составляющих психического состояния, того, как формируется ориентировочная основа деятельности, от чего зависит общий настрой, скорость, точность, устойчивость качества выполнения движений. К психической подготовке относятся: а) специальные тренировки по управляемому вхождению в каждое из необходимых психических состояний («восстанавливающее состояние»; «оптимальное боевое состояние» (ОБС); необходимые для самовнушения - «ключевое» состояние и «нейтральное» состояния). Обучение данным состояниям достигается с помощью освоения методов аутогенной тренировки, самогипноза, идеомоторной тренировки, метода «Ключ» (Алиев Х.М.), аутогипноидеомоторного метода (Алексеев А.В.), «психофизиологического теста» (управляемое изменение состояния с контролем ЧСС); б) отработка психической устойчивости к факторам «психического заражения» - упражнения на формирование психической устойчивости спортсмена к различного рода раздражающим, дезориентирующим, отвлекающим и прочим мешающим факторам.

Военный психолог – в военизированных и военных подразделениях, в органах безопасности, внутренней и внешней разведке, в спецподразделениях и прочих частях вооруженных сил и сил безопасности страны. Задачами военного психолога могут являться: реабилитация и настрой на бой, разработка методов подавляющего, деморализующего воздействия на противника, поиск и адаптация психологических знаний полезных в условиях военных действий внутри страны и на территории противника, разработка методов выявления угроз и террористических атак, развитие методов сбора информации, дознания и вербовки, обеспечение эффективности и безопасности в условиях информационной войны, поиск психологических средств предотвращения нападений, составление психологического портрета и предсказания поведения вероятного противника и т.д.

Психолог в СМИ - формирование общественных настроений и мнения, планирование и психологическая поддержка PR-компаний, исследование политических настроений и мотивов, психологическое обеспечение политических движений и выборов кандидатов на политические должности, контроль состояний групп и масс, состояний толпы, применение законов психологии к совершенствованию социальных процессов и систем, повышению эффективности информационного воздействия, в т.ч. в рекламе, продвижении товаров и услуг. Психолог работающий в этой сфере занимает должности в аппарате политической организации, на телевидении, в газетах и издательствах, институтах исследования общественного мнения, лабораториях пситехнологий, маркетинговых центрах, службах мониторинга и других.

Психолог юзабилити - обеспечение удобства и целесообразности исполнения элементов управления сложных технических и компьютерных систем (интерфейсов). Современный человек постоянно использует самые разные интерфейсы (системы коммуникации с устройствами и управления ими) - в автомашине это всевозможные рычаги управления, зеркала и камеры, кнопки, переключатели и датчики; в компьютерной программе - это панель инструментов, окна настроек и различные меню функций; на сайте это система навигации и поиска информации, расположение и вид информационных и декоративных элементов.

Очень важно, чтобы интерфейс был интуитивно понятен и удобен в использовании. Здесь нужно суметь совместить красоту и функциональность, простоту использования и надежность, комфортность в применении и смысл, назначение устройства. Совместить всё это с учетом психологии восприятия и логики использования системы совсем не просто. Требуются и технические знания, и хороший вкус дизайнера, умение по-новому взглянуть на хорошо известные вещи. От юзабилити интернет-магазина зависят продажи на сайте; от юзабилити компьютерной программы зависит - будут ли люди пользоваться ею и покупать ее; от юзабилити планшетного компьютера или смартфона зависит - будут люди покупать именно этот продукт или предпочтут другой, более удобный; от юзабилити хирургических роботов зависят эффективность и безопасность их применения при операциях и т.д. В современном обществе становится все больше технических систем, разработка интерфейсов и логики использования которых чрезвычайно важны. Психолог специализирующийся на этом направлении может работать в специальных студиях дизайна, промышленных корпорациях, проектных институтах, IT-компаниях и т.д.

Однако в какой бы сфере человеческой, общественной жизни психолог не участвовал всю его практику можно разделить на пять видов деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: