Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
И.Н. Макашов
Н. B. Овчинникова
Краткий курс
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК 005(09)
ББК 65.290-2я73
М 15
УДК 005(09) ББК 65.290-2я73 М15
ISBN 978-5-7281-1037-8 Москва 2007 Художник Михаил Гуров
Российский государственный гуманитарный университет, 2007
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….7
1.Доцивилизационный период ………………………………………..15
2.Управление в древних цивилизациях ……………. ……………….31
Глава 1. Управление в Египте, Шумере, Аккаде,
Эламе ………………………………………………….………………….34
Глава 2. Управление в Вавилонии и Вавилоне,
Финикии, Ассирии и других государствах
Древнего Востока ……………………………………………………….64
Глава 3. Управление в Сирии, Фригии, Ханаане
|
|
и Палестине ………………………………………….…………………. 79
Глава 4. Управление в Карфагене, Мидии, Лидии,
Персии ………………………………………………..…………………. 95
Глава 5. Управление в Древней Индии
и Древнем Китае ………………………………….…………………….112
Глава 6. Управление в Древней Греции
и Древнем Риме ………………………………………………………..166
3.Управление в Средние века.............................. ……………………..227
Глава 1.Раннее христианство
и подходы к управлению............................ ………………………...…229
Глава 2. Управление в варварских государства.………………...244
Глава 3. Управление в Папском государстве... …..………………...285
Оглавление
Глава 4. Магометанство (ислам) и управление …………………..292
Глава 5. Управление в Византии....................... …………………….306
Глава 6. Управление в Западной Европе.......... …………………….321
IV. Управление в России (IX-XVIII вв.)...................... ………………353
Глава 1. Управление в Киевской Руси.............. …………………….355
Глава 2. Формирование и развитие управления
в Российском государстве........................... …………………………..361
V. Промышленный переворот и управленческая мысль.........423
Глава 1. Управленческая мысль в Западной Европе
в конце XVIII - XIX в.................................. …………………………..425
Глава 2. Развитие управленческой мысли
в России в XIX в........................................... …………………………..437
VI. Зарождение и формирование теорий
и школ менеджмента (первая половина XX в.) ………………….461
VII. Управленческая мысль в России и СССР
в первой половине XX в....................................... ……………………503
Глава 1. Движение за научную организацию труда....................506
|
|
Глава 2. Развитие управленческой мысли
в РСФСР и СССР в 1930—1950-е годы... ………………………….535
VIII. Управленческая мысль второй половины
XX - начала XXI в................................................. ……………………543
Глава 1. Развитие управленческой мысли за рубежом...............546
Глава 2. Управленческая мысль в СССР
и России во второй половине XX в........... ………………………….583
Заключение. Проблемы и перспективы развития
менеджмента.......................................................... …………………...662
Литература по истории управления и менеджмента ……………..667
_______________
Введение
Управление как социальный институт имеет давнюю историю. Знания, идеи, взгляды и представления об организации пр явления и его осуществлении в совокупности могут быть определены как управленческая мысль и имеют важное значение для современного менеджмента.
Управленческая мысль зародилась много тысячелетий наз ад. но только в XX в. она выделилась в самостоятельную область знаний и сложилась в науку. Этому во многом способство вали труды отечественных и зарубежных ученых: А. К. Гастева, М Керженцева, В.И. Ленина, Н.А. Витке, ФУ. Тейлора, А. Файо- к Э. Мэйо, М. Вебера, К. Маркса и многих других.
За прошедшие сто лет наука управления обрела многих сторонников и последователей, значительно расширился горизонт правленческих знаний, заметно прогрессировала управленческая мысль.
В то же время накопленный багаж знаний в области управления нуждается в тщательной экспертизе и перепроверке. Суть в том, что многие современные концепции, выдвигаемые на Западе далеко не так новы и ценны с научной и практической точек зрения. Эти теоретические воззрения в большей мере тривиальны, надуманны и притянуты к уже известным фундаментальным открытиям в области управления, но претендуют на новое понимание и толкование выдвигаемых положений.
Другой стороной данного вопроса следует считать необходимость дальнейшего совершенствования теоретического и практического материала в области управления, формирования стройных теорий, единообразных, универсальных рекомендадий, приемлемых для многих систем управления на различных уровнях, отказа от второстепенных подходов, не проверенных мировой практикой, повсеместными экспериментами.
_______________