Глава 1. Управление в Египте, Шумере, Аккаде, Эламе

__________________

HIM11 -I убедительно, и в этом ему не должно быть равных -

«)'......... и.нее любого оружия». В своих делах и поступках

Мне и h i и мо опираться на знания. Искусством управления им I I и'п. бел глубоких знаний невозможно. Кроме высокой об-ипногти царь должен обладать добротой, тогда люди будут

* ыии 11. его.I.imr царю рекомендуется относиться к своим вельможам

и........ людям с уважением и благожелательно, быть прозорли-

|| in быть самоуверенным, побуждать своим добрым нравом

г........... людей, не проявлять алчность. В этой связи пред-

•I п н и I обогащать приближенных царя, ибо свита - его опора.

I...... II Iим,гм и оскорбленным, униженным и беззащитным царю

I и IV I относиться снисходительно и поддерживать их.

<) гмечая значимость божьего суда, в наставлении подчер-

И, что человек, если он совершал добрые дела в жизни, бу-

ц I принят Богом и станет находиться рядом с ним, поскольку " | '| ii.ii' дела - это его богатство в «лучшем мире».

Царь должен заботиться об армии, куда необходимо при-

Hi, молодых людей призывного возраста. Их следует мате-

(щ 1<и.но обеспечивать, как и вельмож, и не делать различия меж- | \ и и бодцами из знатных семей и простолюдинами.

Арю необходимо почитать Бога, устанавливать ему па-

Соблюдать ритуалы и церемонии, а также ставить па-

I'И ники в свою честь, заботиться о границах государства и его

I ни 1нчных районах. При недоимках с жителями нужно быть

И I подушным. Царю не следует разрушать чужих памятников, а

и... гробницу строить из обломков старых построек. Царю подо-

Поступать наилучшим образом.

Важное значение царь должен придавать покоренным пле- || нам. С захватчиками следует поступать так же, как они дейст- н тт. только в этом случае можно победить. Это особенно отно- - шея к азиатам. Но нужна крепкая армия в пограничных райо- н и к, которую следует должным образом содержать. Для этого in | |бходимо создавать систему хозяйствования, а также обустраи- и 111. богатые жертвенники в честь почитания Бога.

I [дрская власть, хотя она от Бога, - это функциональная де- I н пмюсть, т. е. служба, вверенная Богом избранному. Однако I и н' создал этот мир для людей, которыми царь должен управ- | т., по не причинять им страданий. Поэтому он не

Должен идти против Бога, ему необходимо ставить памятники, посвященные I ч ну, и внушать это людям. Приближенных к царю следует обере-

II. Управление в древних цивилизациях

__________________

гать, так как они, как и все люди, посланцы Бога на земле, и что бы не было противоречий в царстве, важно внушать людям ува жение и любовь к царской особе. И делать это надо через добр< > добрый нрав, что порождает добрую память.

Таковы ключевые аспекты управления в этих поучениях В них как бы начертана стратегия управленческого поведения ца ря по отношению к Богу, вельможам, армии, простым людям, со седним народам, окружающим государствам и непосредственно к системе хозяйствования как основе благополучия жителей стра ны. Обращает на себя внимание и то, что «красной нитью» череп весь текст «Поучений» проходят этические нормы, опирающиеся на одну из категорий этики - добро. В этой связи следует считать что для руководителей различных уровней и рангов нормы этики и морали должны служить исходным началом управленческих действий, что в конечном счете обусловливает успех управления

Указанные источники и литературные памятники Египта, а также исследования египтологов (Б.А. Тураева, Ю.Я. Перепелки на, Э.Б. Уолтера и др.) и их работы о Египте дают представлени об организации системы управления и развитии управленческой мысли в Египте. Как показано на схеме (рис. 5), в системе управ ления государством все было подчинено царю-богу. Более того, в управленческих отношениях это выражалось во всеобщем покло нении, отправлении его культа, беспрекословном ему повинове­нии. Б.А. Тураев отмечает следующее: «Его божественное досто инство не возбуждало сомнений и требовало этикета, приближа ющегося к храмовому культу, со славословиями, преклонением падением ниц. Имя его не произносилось всуе, мало-помалу вме сто него вошло в обычай говорить “дворец” - “великий дом” - “пер-о”, откуда через европейскую транскрипцию получилось наше - “фараон”».

Особенность властвования монарха над двумя Египтами обусловливалась рядом факторов: двойные присутственные мес та, два входа и выхода в царском дворце, два казначейских храни лища, двойная корона. Вначале было две короны (красная для Нижнего Египта, белая для Верхнего Египта), позднее нашелся умелец, который соединил вместе обе короны. Царь обладал дву мя титулами. Но все это было лишь формальным прикрытием единовластия монарха. Однако, если царь всецело повелевал, то первым исполнителем его воли был везир (визирь)5. «Должностная инструкция везиру» показывает все направления деятельности это­го высокопоставленного лица, его участие в управлении государст


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: