II. Управление в древних цивилизациях

__________________

стема управления городом и той территорией, которая была ему подчинена. Обращает на себя внимание организационное строе­ние шумерских городов. Города шумеров были построены из кир­пича-сырца. К сожалению, этот материал со временем приходил в негодность, и на месте построек оставалась лишь размельчен­ная глина. В центре всякого шумерского города располагался храм главного местного бога. Вокруг него размещались дома жи­телей, образовывавшие отдельные поселения. Всю территорию города в более поздние годы ограждала крепостная стена. Город считался собственностью главного местного бога16. На жрецов храма главного местного бога всецело возлагались функции по исполнению ритуалов связи с богом. Однако все храмы имели свою администрацию во главе с начальником (верховным жре­цом). Правитель города (энси) и царь (лугаль) страны, как пра­вило, были представлены в одном лице. В своей деятельности правитель города опирался на Совет старейшин и народное со­брание, которое делилось на две части (в дальнейшем - пала­ты): молодых и старых людей. Энси выполнял ряд функций, в том числе руководство общинным культом при личном учас­тии, строительством сооружений водоснабжения, формирова­нием войсковых соединений, выступал их предводителем, а также руководил собранием Совета старейшин и народа17. Дж.К. Лафта в работе «Менеджмент» (2002) приводит фрагмент шумерского текста, датированного примерно III тысячелетием до н. э., в котором нашли отражение функции управленческой деятельности тех далеких времен: «...описание условий заказа (закупка ткани и одежды); знание состояния рынка производите­ля; знание потребностей покупателей; расчет общих издержек за­каза; контроль качества продукции; торговые каналы сбыта и снабжения; условия организации и реализации сделки; разработ­ка условий контракта <...> Вся государственная махина держа­лась на скрупулезно точной работе писца - учетчика, жестокости надзирателя и покорности жреца»18.

Обучению и подготовке писцов в Шумере придавалось важ­ное значение. Сызмальства до юношества детей обучали в специ­альных школах - так называемых Домах табличек (э-дуб-ба). Как и в Египте, писцы обучались счету, письму и языкам. Обуче­ние в школах длилось многие годы. Ученики учились изготавли­вать для себя таблички из глины и палочки из тростника для письма. За это время ученики получали знания по религии, язы- ку(ам), ботанике, биологии, географии, минералогии, математи-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: