__________________
стема управления городом и той территорией, которая была ему подчинена. Обращает на себя внимание организационное строение шумерских городов. Города шумеров были построены из кирпича-сырца. К сожалению, этот материал со временем приходил в негодность, и на месте построек оставалась лишь размельченная глина. В центре всякого шумерского города располагался храм главного местного бога. Вокруг него размещались дома жителей, образовывавшие отдельные поселения. Всю территорию города в более поздние годы ограждала крепостная стена. Город считался собственностью главного местного бога16. На жрецов храма главного местного бога всецело возлагались функции по исполнению ритуалов связи с богом. Однако все храмы имели свою администрацию во главе с начальником (верховным жрецом). Правитель города (энси) и царь (лугаль) страны, как правило, были представлены в одном лице. В своей деятельности правитель города опирался на Совет старейшин и народное собрание, которое делилось на две части (в дальнейшем - палаты): молодых и старых людей. Энси выполнял ряд функций, в том числе руководство общинным культом при личном участии, строительством сооружений водоснабжения, формированием войсковых соединений, выступал их предводителем, а также руководил собранием Совета старейшин и народа17. Дж.К. Лафта в работе «Менеджмент» (2002) приводит фрагмент шумерского текста, датированного примерно III тысячелетием до н. э., в котором нашли отражение функции управленческой деятельности тех далеких времен: «...описание условий заказа (закупка ткани и одежды); знание состояния рынка производителя; знание потребностей покупателей; расчет общих издержек заказа; контроль качества продукции; торговые каналы сбыта и снабжения; условия организации и реализации сделки; разработка условий контракта <...> Вся государственная махина держалась на скрупулезно точной работе писца - учетчика, жестокости надзирателя и покорности жреца»18.
Обучению и подготовке писцов в Шумере придавалось важное значение. Сызмальства до юношества детей обучали в специальных школах - так называемых Домах табличек (э-дуб-ба). Как и в Египте, писцы обучались счету, письму и языкам. Обучение в школах длилось многие годы. Ученики учились изготавливать для себя таблички из глины и палочки из тростника для письма. За это время ученики получали знания по религии, язы- ку(ам), ботанике, биологии, географии, минералогии, математи-