II. Управление в древних цивилизациях

__________________

корзин [из пальмовых листьев] и щитов, корабельщики, рыбаки, охотники за зверями и птицами и ткачи». Эти цеховые сообщест­ва проживают вне городов и не имеют права жить среди первых четырех каст. Еще одна группа каст - «хадья, дамба, чандала и бадхатава». Людей этих каст не принимают в расчет, поскольку они выполняют самую грязную работу (уборка мусора, мелкие услуги). Это так называемые презренные работы. Каждая из каст имеет определенное название и символику в зависимости от про­филя деятельности членов касты и ритуала совместного время­препровождения (свершения обрядов, трапезы и др.).

Таким образом, можно полагать, что брахманы - жреческая каста, кшатрии - военачальники, вайшьи - свободные общинни­ки, шудры - неполноправное население, которому предписано находиться в услужении первых трех. Другие касты - это вообще бесправные люди. Как показали многочисленные исторические исследования по Индии, формула средоточения власти, т. е. волеизъявление одних (одного) и подчинение этому волеизъявлению других, от­рабатывалась столетиями и была характерна для всех народов. Вот как об этом пишет Ал-Бируни: «Всякое установление, кото­рое исходит от человека, по своей природе склонного к управле­нию, достойного руководить благодаря своему превосходству и силе, твердого в своем мнении и решениях, поддерживаемого сча­стливым поворотом судьбы при враждебных обстоятельствах благодаря тому, что люди не выступают против него из-за преж­них его заслуг, утверждается среди тех, на кого оно распространя­ется, так же прочно, как незыблемые горы, такому установлению люди будут следовать в поколениях, по прохождении [многих| дней и истечении [ряда] лет. Если оно также каким-либо образом опирается на религию, тогда в нем сходятся два близнеца - цар­ская власть и религия, и благодаря их соединению то установле­ние достигает совершенства». Расслоение индийского общества проходило постепенно: выделялись богатые, бедные, свободные общинники, рабы, старейшины, военачальники, предводители племен. Последние в дальнейшем обрели статус вождей (рад­жей). Первоначально эта должность была выборной, затем - на­следственной, а со временем преобразовалась в царскую власть. И хотя народные собрания имели место, они не несли существен­ной нагрузки в управлении. Постепенно формировался и аппарат управления государством, подчиненный царю (придворный жрец, военачальник, сборщик налогов и другие должностные ли­

Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________

сначала добровольные пожертвования, затем нГш i.i тельные фиксированные платежи царю как наместнику Бо- • I пк, с течением времени, на территории Индии складывались | - н ударства, по форме республиканские и монархические. Спустя не годы монархическая форма государства возобладала. На

и п племен формировались сословия (сначала варны, затем кас- II I), которые расположились на «ступенях социальной лестни­цы Рабство в Индии существовало, но в «мягких формах». Оно

и получило такого развития, как в странах Древнего Востока, хо- "I по сути хозяин раба распоряжался им как собственностью. Ill" образовываясь в касты, варны формировали замкнутые об- '|м I I пенные группы, которые способствовали прикреплению лю- li'fl к различным видам деятельности с учетом общественного

I кI меления труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: