I I I на, дерева, воды, огня и земли. От связи с Землей оно порож- н I I" псе вещи (“тьму вещей”). Тянь приписывали ряд других, иногда гипертрофированных человеческих черт: оно всезнающи п всемогуще, милосердно и справедливо в распределении м н |тд и наказаний, оно благожелательно и заслуживает доверии, па него можно положиться, но в то же время его следует ||мн1ься, ему нужно следовать и подчиняться, ибо только так к но заручиться его благосклонностью и обеспечить себе сча-
И удачу».
Когда появился этот документ, «Мандат Неба», доподлин-
(‘известно, однако, переходя от династии к династии, он как
|'ы обосновывал религиозно-правовое обеспечение правления ■ I 11и кого дома, пришедшего к власти. И, как пишет Х.Г. Крил, в
II пуском государстве «доктрина Небесного Мандата стала крае- V1 'ii.ii ым камнем китайской империи». Она служила на протяни ими трех тысячелетий руководящей теоретической основой И" у дарственной организации, включая как собственно государ-
I пю, так и государственную власть и управление в государстве.
|
|
• vn. «Мандата Неба» состояла в том, что императорская власть, | hi пая Небом, была призвана обеспечить процветание государст- к I, Олагополучие его народа. В противном случае по воле Неба N i n и, изымалась у правителя другим, более справедливым чело- HIIим, который приходил на смену тирану. Главной идеей «Ман-
Еба» можно считать соотношение двух противоположных
"Iшально-политических элементов - народа и правителя, что
Itfiyi навливало стабильность и эффективность управления в го-
II шрстве. Причем всю полноту ответственности перед Небом за
Дел в государстве и жизнеобеспечение народа, а также
in' праведливое управление нес правитель. И за неуспехи он долин н быть наказан.
11а основе идей «Мандата Неба» уже при Вэнь-ване начи- || н I формироваться концепция управления как государством,
• и и хозяйством. И если в речах Вэнь-вана и У-вана, как пишет S I Крил, высказываются различного рода аксиомы управления: •и пренебрегать советами древних, уважать мнение старших, не и i|i,шать (сохранять по возможности) традиции, не презирать
Еденных, соблюдать законы, карать по справедливости и др.,
I hi Чжоу-гуне складывается целостное учение об управлении
и...... сударством, так и системой хозяйствования, определившее
Контур государственного управления в Китае.
II. Управление в древних цивилизациях
__________________
Общая площадь земель, входивших в Западное Чжоу, со ставляла свыше 282 ООО квадратных миль, что больше площади занимаемой современными Францией, Бельгией и Нидерландл ми вместе взятыми. Управлять такой огромной территорией бы ло непросто, а с учетом разноплеменного населения, имевшею свои традиции и обычаи, еще сложнее.
|
|
Начало государственному строительству эпохи Западного Чжоу положили управленческая мысль и мероприятия, осущг ствленные Чжоу-гуном по завершении военной кампании. КаЦ отмечал Сыма Цянь в «Исторических Записках» (2001), государство Чжоу как организованная форма жизни и деятельности лю дей на определенной территории сложилась не сразу. Она как бы выросла из трудовой деятельности, функций поклонения Небу и защиты от нападения врагов. На завоеванных территориях были образованы вассальные царства. Затем строится новый столич ный город, расположенный в центре империи. Сюда переселяются бывшие чиновники царства Шан. Кроме того, были продолже ны начатая при У-Ване практика расселения племен по разлнч ным территориям и раздача земель родственникам правителя, Я также чиновникам и пограничным гарнизонам в качестве платы за работу. Что касается отправления религиозных культов, то каждому из племен были оставлены свои. Все это, по мнению Чжоу-гуна, должно было способствовать средоточию власти и центре и действенному управлению страной. Однако возникав! вопрос об организационной структуре управления, ее составных элементах, иерархии и функционировании. Дать ответ на него не просто. Вот как пишет об этом Х.Г. Крил: «Историки позволяю! создать весьма поверхностную картину того, как было организо вано управление при Чжоу». В то же время в книге «Всеобщий история государства и права» (Под ред. К.И. Батыра, 1997), в ра» боте В.Д. Гладкого «Древний мир» (1997) определены, хотя и примерно, контуры системы управления в чжоуском государств ве. Х.Г. Крил также сообщает некоторые сведения о системе ум равления империей, но при этом выделяет кадровую структуру. Одновременно он оговаривается, что количество чиновником невозможно посчитать, поскольку в различных источниках указаны разные цифры. Кроме того, сложилась такая практик* когда один человек имел несколько чиновничьих титулов (зимний) или одним титулом обозначалось несколько должностей Наконец, ранги, функции и названия должностей чиновником не оставались постоянными, они изменялись со временем. Одни