II. Управление в древних цивилизациях

__________________

скромный по отношению к себе, доброжелательный и заботли­вый по отношению к народу, рачительный и бережливый хозяин по отношению к империи. Император У-ди расширил границы государства, активизировал экономические процессы, внешнюю торговлю, накопление богатств, улучшил материальное положе­ние народа, возвысил империю до уровня сильнейшей державы Востока. Император Ван-Ман знаменит иным. Став императо­ром, Ван-Ман провозгласил себя родоначальником новой динас­тии Синь. В этой связи он принял целый ряд управленческих ре­шений, в основу которых были положены реформы, призванные вывести империю из экономического кризиса. И, возможно, его новации могли оказаться полезными и эффективными, не слу­чись социальных возмущений и противодействия знати. В ходе народных волнений Ван-Ман погиб. Эта династия правила с 9 по 25 г. н. э., но этого оказалось достаточно, чтобы Западная и Вос­точная Хань были разделены. Единственным успехом Ван-Мана, видимо, можно считать то, что страна сохранила целостность. За­слугой Гуана-у-ди, несомненно, можно считать то, что он усми­рил восставших, успокоил народ, укрепил единовластие. Опира­ясь на пример и опыт управления Гао-цзы, император понизил налоги, смягчил традиции жестокого обращения с рабами, наде­лил землей всех желающих с целью обеспечения достойного су­ществования. Им были проведены мероприятия по восстановле­нию системы водообеспечения. В системе управления были пере­смотрены территориальная организация, введено новое административно-территориальное деление страны, качественно и количественно изменен и обновлен весь чиновничий аппарат, налажена система контроля, привлечены к управлению государ­ственными делами евнухи и др. Император Мин-ди продолжил в управлении страной дела своего отца. При нем Поднебесная об­рела прочную экономическую и военную основу, что помогло в борьбе с кочевыми племенами, постоянно нападавшими на вла­дения империи. К сожалению, это был последний незаурядный правитель. Последующие царственные особы оказались малоспо­собными в области управления. Страна стала слабеть. И при импе­раторе Сянь-ди (189-220 гг.) империя Хань перестала существо­вать и распалась на три государства: Вэй, У, Шу. Оценивая систему управления ханьской империи, следует отметить усиление роли в управлении государством женщин (императриц, в том числе вдовствующих, наложниц в ранге жен императоров и рабынь, возведенных в положение наложниц).

Глава 5. Управление в Древней Индии и Древнем Китае

__________________

•то отмечает К.В. Рыжов, описывая правление династии Хань19. Начиная с основателя династии Гао-цзу женщины император- I кого дома ярко проявляли себя в борьбе за власть и управлении империей. Так, его жена Люй и наложница Ци боролись за трон. I и >ii жестоко расправилась с соперницей и до своей кончины со- p. Iпяла власть над империей. Были и другие женщины: импера- I |>ица Ван - жена императора Юань-ди (48-33 гг. до н. э.), импе­ратрица Доу - жена императора Чжан-ди (75-88 гг.), императри­ца Дэн - жена императора Хэ-ди (88-108 гг.) и другие. Все они | громились держать власть и управление страной в своих руках, убирали соперниц и соперников, назначали своих ставленников на высшие государственные посты вплоть до императоров. Дей­ствуя на основе всевластия, они создали и отработали теневой механизм жизнедеятельности императорского двора.

В империи Хань большее развитие, чем в эпоху династии II,инь, получил институт евнухов, которые выполняли широкий круг обязанностей по реализации функций управления. Говоря современным языком, евнухи выполняли работу секретарей, ре­ферентов, помощников, телохранителей, словом, функции лич­ного аппарата императора. Вот как об этом пишет В.Н. Усов: 15 их обязанности входило: распространять высочайшие указы, провожать чиновников и зарубежных гостей и дипломатов на ау­диенцию к императору и принимать приглашения, знакомить различные отделы Департамента двора с документами и бумага­ми; получать деньги и зерно от казначеев вне двора, обеспечивать противопожарную охрану помещений во дворце. Евнухам поруча­лось следить за хранением книг в библиотеках, антикварных изде­лий, картин, одежды, оружия (ружей и луков), древних бронзовых сосудов, домашней утвари, желтых лент для отличившихся чинов; хранить свежие и сухие фрукты; евнухи сопровождали император­ских врачей и обеспечивали материалами строителей дворца. Они нозжигали ароматные свечи перед духами императоров-предков, проверяли приход и уход чиновников всех рангов, регистрировали деяния монарха, хранили императорские драгоценности, наказы- н;ши плетью провинившихся дворцовых служанок и евнухов, уби­рали дворцовые палаты, сады, парки, стригли императора, готови­ли лекарства и играли в дворцовом театре, читали молитвы и воз­жигали свечи в городском храме, как это делают даосские монахи, читали молитвы в пекинском дворце Югэхун и т. д.».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: