II. Управление в древних цивилизациях

В главе 12 «Янь Юань» на вопрос о сути государственного управления Конфуций ответил: «Это когда достаточно еды, до­статочно оружия и есть доверие народа».

Знакомясь с творчеством Конфуция, необходимо знать, что переводы различных авторов трактата «Лунь юй» весьма разнят­ся между собой. К примеру, можно привести переводы этого со­чинения в книгах: «Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения» (2003) и «Антология мировой философии: Древний Восток» (2003). Сравнение текстов переводов трактата Конфуция позво­ляет предположить, что в «Антологии мировой философии: Древний Восток» помещен либо вольный перевод, либо свобод­ный пересказ текста. Вывод можно сделать один. При изучении творчества мыслителей целесообразно пользоваться не переска­зами или вольным переводом, а конкретными переводами перво­источников. Принято считать, что конфуцианство оставило дол­гий след в истории Китая.

Моизм

Идеи государственного управления нашли также отраже­ние в моизме - философском учении, основателем которого был Мо-цзы (Мо Ди, ок. 480-400 гг. до н. э.). Его этико-политическое учение противостояло конфуцианству, но носило фундаменталь­ный характер. Оно изложено в одноименном трактате «Моизм» и отражает по сути интересы низших слоев общества. Это некото­рая попытка этического обоснования равенства между людьми и выделения проблем государственного управления. Уже в главе «Приближение служилых» написано следующее: «Если, управ­ляя царством, не заботиться о служилых, то страна будет потеря­на»24. Надо заметить, что почти во всех главах книги имеются вы­сказывания об управлении и правителях государств.

Из сохранившихся разделов трактата можно выделить та­кие, как «Почитание мудрости», «Против наказаний», «Об эконо­мии и затратах» и др., в которых раскрывается как бы механизм государственного управления. Причем теоретическая платформа моизма была ориентирована на военизированную организацию общества, что предполагало строгость, четкость, исполнитель­ность в процессах управления.

После ухода из жизни Мо-цзы его школа распадается, а в конце III в. до н. э. моизм прекращает свое существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: