Глава 6. Управление в Древней Греции и Древнем Риме

Позже в образовании все большее место стали занимать '|н1/|ософские дисциплины, что связано с просветительским дви- I' мнем софистов. Последние, странствуя, обучали людей грамо- и, счету, языкам, риторике, диалектике. Платон и Исократ при- ннссли в образование основы философии. Аристотель изучил, проанализировал и обобщил опыт обучения в прошлом, дал ему и | | кование - процесс передачи знаний - и сформулировал кон­цепцию системы образования как социального института. Соб- | I пенно система предполагала следующие уровни: первая сту­пень начального элементарного обучения (навыки чтения, письма, счета, физкультуры и музыки), вторая ступень расши- рнла представления элементарной школы и включала изучение жжых дисциплин (языки, литература, математика), третья, |кисшая ступень обучения, включала специальное обучение, ри- нфику и философию.

Исследуя систему образования в древности, целесообразно обратиться к школе как первооснове в организации обучения и носпитания. Слово «школа» латинское, но происходит от гречес- I ого и трактуется как «образовательное учреждение». В русском ч кике оно стало употребляться с XVI в., хотя слова «учить», -учитель», «ученик» были известны в X в.

В Древней Греции начальное школьное образование не бы- мо обязательным, но осуществлялось повсеместно. Обучение проходили дети начиная с семи лет, а оканчивали школу молодые люди в восемнадцатилетнем возрасте. Школы различались по имущественному, общественному и половому признакам. В шко- мах вводился строгий порядок и необходимый набор дисциплин, определялся их статус. Их содержание обеспечивалось государ- 1'твом, частными, общественными пожертвованиями. Государст- ио постепенно усиливало надзор и контроль за системой образо- иания, так как именно она являлась источником высокообразо- илпных кадров управления.

Лучшим учителем в древности, по мнению греков, был ми­фический кентавр Хирон. Кентавры - полукони-полулюди, со- | иасно легенде, были рождены в любви Иксиона (царь племени чанифов) и облака (призрак богини Теры). Наиболее известны кентавры Хирон, Фол, Несс. Однако Хирон, по мифам, родился в побви Кроноса (титан) и Филиры (богиня). Он считался муд­рейшим и благороднейшим и был лучшим учителем. Его учени­ки: Асклепий (бог врачевания), Ахилл (герой троянской войны), шоскуры (братья-близнецы), Тесей (основатель города-государ-

II. Управление в древних цивилизациях

Ства Афины, родоначальник афинской демократии), Ясон (пред водитель аргонавтов) и другие.

Необходимо заметить, что греческая школа не только стремилась к формированию культуры личности. Она одноврс менно воспитывала молодых людей в духе приверженности и демократическим традициям, свободному мышлению и воле изъявлению, но с учетом строгого соблюдения норм нравствен ности и морали. Рассматривая данную проблему в широком смысле, важно отметить, что таким образом воспроизводилис ь общественные отношения, базировавшиеся на принципах дс мократии, идеи демократии проникали во все сферы жизни и деятельности людей, на них зиждились научные воззрения, они служили доминантой власти, управления и развития управлеп ческой мысли. И если школы восточных деспотий воспитывали главным образом начальника (надсмотрщика), то греческая школа формировала руководителя, политического лидера. Это не что иное, как кадровая проблема управления, но в ином ас пекте ее решения.

Обращает на себя внимание и разветвленность судебной системы. Особым почетом пользовалась Галиэя - суд присяж ных, созданный Солоном. В целом можно отметить достаточную стройность и организованность системы демократического уп равления в государстве. В дальнейшем сложившаяся практики управления стала исходной позицией в исследовании философ ских школ древности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: