Глава 6. Управление в Древней Греции и Древнем Риме

Щи' 1.111 овей правителей соседних государств, а в военных действи- NN против этрусков проявляет доблесть военачальника. Видя к | н н и воречия между патрициями и плебеями, Сервий приступа- м «| (сформированию государственного управления. Суть его ре- фирм сводилась к четкости определения субъектов и объектов v правления, его видам, методам, функциональным обязанностям, hi мочая выражение собственного мнения. Сервий продолжает риг ширять и укреплять город, проводит перепись населения и определяет имущественный ценз (оценка стоимости имущества трожан), отменяет родовое деление римского народа (т. е. ро­тные трибы были заменены территориальными), плебеев вклю-

I и г в римскую общину, вводит пять разрядов среди населения, распределив адекватно между ними функциональные обязаннос- | н по выполнению военных и государственных дел. Каждый раз- рнд или класс населения выставлял определенное количество во-

иных формирований (боевых единиц) - центурий (сотен) и по- п'члл такое же количество голосов в центральных комициях. Нссго было 193 центурии, из них 1-й разряд включал людей, иму­щество которых оценивалось не менее чем в 100 тыс. ассов5, и вы-

1лилял 98 центурий (80 центурий - это те люди, имущество ко-

II ipbix достигло 100 тыс. ассов, а 18 центурий - те, имущество ко- юрых превышало 100 тыс. ассов); 2-й разряд (75 тыс. ассов) иыставлял 22 центурии; 3-й разряд (50 тыс. ассов) - 20 центурий;

I й разряд (25 тыс. ассов) - 22 центурии; 5-й разряд (11 тыс. ас-

II ш) - 30 центурий; неимущие (пролетарии) - 1 центурию. Коли­чество центурий соответствовало количеству голосов в народном | обрании. Три родовые трибы, на которые делилось население Рима (рамны, татии, луцеры), были заменены территориальными (городские и сельские - провинциальные), из них 4 городских и К) провинциальных6. Сервий Туллий, так же как и Тарквиний Древний, был жестоко погублен заговорщиками.

В 534 г. до н. э. к власти преступным путем приходит Таркви- мий Луций (Гордый) (период царствования 534-510 гг. до н. э.). ('иое правление Луций начал с того, что, боясь за личную безо­пасность, окружил себя телохранителями и расправился со мно­гими знатнейшими сенаторамиГОн ни с кем и ни с чем не считал­ся, стремился к единовластию и действовал как губитель собст- иенного народа. Кругом царили жестокость и насилие. Никаких новшеств в практику управления он не внес, древние трактаты не ценил. Через двадцать пять лет Луций, его жена и сыновья были изгнаны, а Рим провозглашен республикой.

II. Управление в древних цивилизациях

Республиканский Рим

В республиканский строй Рим вступил как хорошо орган и зованное государство, но не res privata (частное дело царей), а кии res publica (общее дело римлян). Об этом можно судить по следу ющему: «...Нума связал граждан религией, а Сервий - законами, Нума был творцом религиозного права (fas), а Сервий Туллии гражданского, человеческого (ius)»7.

Республика в переводе с латинского определяется кай «форма государственного правления, при которой высшие орги ны власти избираются на определенный срок населением, обла дающим правом голосования». Это и было сделано в Риме. Одна ко Рим оставался республикой аристократической.

Первоначально в Риме избирали двух консулов сроком на один год, чтобы не было единовластия. Они правили поочередно, сменяя друг друга каждый месяц. С возникновением республи канского Рима изменилась и структура системы управления, да и собственно управление: единовластие как таковое было отторг нуто, народное голосование приобрело весомость, возросла зна­чимость согласований принимаемых решений, расширился круг ответственности звеньев управления и т. д.

В целом схема структуры системы управления в период Римской республики может иметь вид, показанный на рис. 18.

Во главе Рима по-прежнему стояли куриатные, трибунные и центуриальные комиции (народные собрания), затем сенат (высший законодательный орган), далее магистратуры (органы государственного управления), включая диктаторов, децемвиром, консулов, преторов, цензоров, трибунов, эдилов, квесторов и дру­гих магистратов. Все они избирались народными собраниями на определенный срок и были ответственны за свои действия по его истечении. Магистраты (начальники) не вмешивались в дела друг друга, но в случае несогласия одного предлагаемое решение могло быть остановлено, т. е. налагалось «вето» (veto). Таким об­разом, достигалась определенная согласованность действий ма­гистратов в решении важнейших проблем.

Консулы, а их было двое, занимались всеми первостепен­ными делами общества. Во время военных действий один из кон­сулов возглавлял командование войсками, другой находился в Риме. Один из консулов мог быть избран диктатором (правитель с неограниченными полномочиями) на период ведения военных действий, но на короткий срок (шесть месяцев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: