| шорые выставлялись перед народом для всеобщего ознакомлении:) гот свод законов получил название «Законы XII таблиц»11.
I Inn включали следующие разделы: «О вызове в суд» (I), «О вер- пи исков» (II), «О долговом рабстве» (III), «О порядке манци-
II нши при сделках» (IV), «О завещании и семейных делах» (V), | | пользовании земельным участком» (VI), «О воровстве» (VII), 1 | мичном оскорблении - обиде» (VIII), «Об уголовных наказа-
мних» (IX), «О порядке похорон и церемоний» (X), «О публичных делах в городе» (XI), «О ниспрашивании привилегий» (XII).
В текстах этих законов можно обнаружить регламентацию правленческих действий и собственно функций и процессов правления на разных уровнях «социальной лестницы». Важной
Бепностью этих законов было то, что все, от мала до велика, об-
и п ели и обвиняемые, осужденные и наказанные, были обязаны исполнять требования закона и любое действие управленчес- |ч ич) порядка должно было быть подкреплено законом, в противном случае оно не имело силы. Так, вызов в суд был обязателен i n всех, и если кто-либо противился, то обвиняющий должен "i.i /| «наложить на него руку»12 (таблица I, п. 2). В таблице II, п. 3 истцу вменялось в обязанность в течение трех дней публично призывать свидетеля в суд, стоя у ворот его дома. Таблица III оп- I м'деляла не только процедуру реализации судебного решения, но н наказание за проступок. Таблицы IV и V определяли отношения управления в семье как социальной ячейке. Таблицы VI и VII устанавливали отношения собственности, в том числе купли- продажи. Положения таблицы VIII раскрывали комплекс наказаний за преднамеренные преступления, в том числе против госу- шрства. В таблице IX указывалось на то, что взяточничество су- ii'ii и их несправедливые решения караются смертной казнью. Таблицы XI и XII также предусматривали права и обязанности
|
|
I раждан перед судом. Однако в п. 5 таблицы XII имелось утверж- п'иие «...о том, что впредь всякое решение народного собрания /юлжно иметь силу закона»13. Это весьма существенно, поскольку законодательно закреплялось участие граждан в управлении на уровне государства и нижестоящих социальных и территори-.1 а ьных образований. -
Где-то в V в. до н. э. в Риме начинает формироваться шко- i.i как форма обучения и подготовки молодежи к будущей жизни
II деятельности полноправных римских граждан. Римская модель образования основывалась на греческой концепции, но в ней | к >л ыле внимания уделялось военным знаниям, риторике и пра-
II. Управление в древних цивилизациях
Ву. Она подразделялась на две ступени: первая ступень - школа софистики, вторая - школа грамматики.