уступала место варварству. Однако в недрах Рима уже в I в. и • зарождалась, складывалась и развивалась новая социальная при слойка в виде христианских общин, взгляды, идеи и учения кот рых все больше и больше обращали на себя внимание и при и'и кали сторонников, особенно из беднейших слоев населения.
Путь зарождения и становления христианства и церьии был непрост. Новая социальная структура общества, котор. ш должна была заменить его несправедливую организацию, все яр че проявляла себя. Это были христианские общины, котор i,h строились на принципах равенства, братства и демократии, от сутствии культа и идеологии духовенства, начальствующего со става. В качестве института священства выступали пророки (aim столы, учителя, проповедники). Любой христианин мог стаи, пророком и заниматься пророчеством, если имел определенно!' число своих приверженцев. Если за ним признавалась особая ду ховная одаренность (харизма), то такой человек, как правило, ру ководил делами общины. Однако какая-то часть таких апостолом являла собой как бы институт информаторов. Переходя от общи ны к общине, проповедники некоторое время жили на содержа нии общины, а затем должны были идти дальше, но они могли и остаться в общине и трудиться наравне со всеми. А.-Г. Аман п своей книге «Повседневная жизнь первых христиан 95-197» (2003) раскрывает природу формирования управления в христп анских общинах. «Частный дом служил первичной ячейкой дли проповеди евангельского учения, а затем и для собраний уверовавших в Христа. Христианин, располагавший достаточно при сторным домом, предоставлял его в распоряжение приезжемi миссионера и по обычаю античного гостеприимства принимал у себя и прочих членов общины в течение всего времени пребывания апостола. Этот дом становился его резиденцией».
|
|
Проповедник, воспринявший учение Иисуса Христа, странствовал и просвещал людей. Проникшиеся христианскими идеями принимали крещение и сами уже содействовали распространению вероучения. Постепенно складывались ячейки единоверцев, которые стремились помогать зарождающемуся сообществу, а точнее, формирующейся общине. Дружеские, добродетельные отношения общинников скреплялись нормами христианской морали и этики, в которых честь и до-
Глава 1. Раннее христианство и подходы к управлению
Iuiiik’tbo каждого христианина как личности, каково бы ни ini id сто социальное происхождение и положение, не подвер- сомнению.
Ророки-учителя по большей части выдвигались как пер-»1Н1 /ища общины, постепенно получая власть над другими об-