III. Управление в Средние века

продуктов, пополнением королевской казны и ее использовано* м в целях государственной нужды. В этой связи были введен).! |и«! гистрационные книги, штрафные санкции и публичные физи'п i кие наказания. В знаменитом «Капитулярии о поместьях- if тонкостей описана система управления в королевских помес 11.1. По таким же принципам строилось управление государством и и вотчинах крупных землевладельцев.

Система управления во Франкском государстве, определи емая военно-политическими, административными и организапм онными преобразованиями, посредствовала и его культурное с i и новление. Если в V-VI вв. имело место «Остготское возрожди* ние», в VI-VII вв. - «Вестготское возрождение», то в период правления Каролингов (VIII - начало IX в.) сформировала i, «Каролингское возрождение», или «Каролингский ренессанс»1" Термин введен историографией XIX в. (французским историком Ж. Ампером, немецким историком К. Бэром и другими). Формп рование культурных традиций, институтов культуры было свя;ш но с задачей совершенствования управления государством. Нули ны были грамотные, образованные работники, знающие языки, умеющие четко выполнять обязанности, определенные тем или иным положением на государственной службе.

В «Капитулярии о науках» (787), постановлениях Ахенско го собора (789), Тионвильского съезда (805), Шалонского и Майнцского соборов (813) отмечена необходимость в образола нии, создании школ и привлечении к обучению детей феодалом, В этой связи создаются школы при монастырях и епископства s Обучение проводилось, как и в античные времена, в двух напрам лениях: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Изучение боги- словия считалось высшим уровнем образованности. Собственно обучение вменялось в обязанности духовенства.

Особое значение Карл придавал монастырским школам Обучение монахов чтению, письму, счету и пению было обяза тельным, поскольку священнослужители призваны наставлять народ и толковать Священное Писание. Впоследствии монастыр ские школы, созданные при Карле, стали базой образования сред невековых университетов.

Для королевской семьи и придворных королевской адмм нистрации была создана придворная школа. Центром «Каролинг­ского возрождения» считался научный кружок при дворе Карла, так называемая Академия, которой руководил Алкуин Флакк


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: