__________________
10 Ключевский В.О. Указ. соч. Т. 9. С. 406, 423, 361, 430.
11 Там же. С. 143-145.
12 Любоиг С. Указ. соч. С. 177.
13 См.: Дипломатический словарь: В 3 т. Т. 2. М.: Наука, 1985. <
14 Рис. 62-64. Источник: Боровский Э.В., Иванов С.А., Махашт II Овчинникова Н.В., Синельников Ю.А. Формирование и развитие упри ния в Российском государстве. М.: Издат.-типографск. центр, уч, и пособий ЦО и ИУЭПиИ, 2001.
__________________
VI
ЗАРОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ТЕОРИЙ И ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА (ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX в.)
__________________
ШКОЛА НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ (1885-1920)
Развитие общественного производства в конце XIX - начале XX в. выдвинуло на передний план потребность формирования научных методов управления производством. Причем не абстрактных научных изысканий, а конкретных рекомендаций, позволяющих успешно решать практические задачи на производстве и получать прибыль.
Накопившийся к тому времени опыт по управлению позво- лил определить инженерный подход в управлении производст- иом. Иначе, получила свое оформление наука организации производства. Одновременно стала формироваться концепция научного управления. Сюда вошли работы Э. Уитни (1765-1825) по методам контроля качества, системе использования металлорежущих станков, оборудования, в том числе конвейеров, Ч. Бэббиджа (1791-1871) по специализации работников по различным производственным операциям, Ф.У. Тейлора (1856-1915) по организации труда, изучению трудовых операций и рабочих движений.
Существенный вклад в научную организацию производства внес Г. Форд (1863-1947). Талантливый инженер, предприниматель, опытный руководитель, он всегда стремился к новым техническим решениям. Техника, техническое совершенство производственного процесса всегда были предметом его внимания. Он оборудовал заводы отличными машинами, выпускаемые на его предприятиях автомобили обрели необычайную популярность. Но человека Г. Форд рассматривал как необходимый элемент машин, и это был главный итог промышленного переворота. Однако технократизм не позволил Форду увидеть главенствующую роль человека над техникой, хотя он понимал значимость социального фактора.