__________________
Согласно данной теории не сама по себе потребность движет че- и) пеком, а степень ее неудовлетворенности. Кроме того, потребности выстраиваются в иерархию, представляющую собой доминирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворенными. Порядок потребностей называется иерархическим потому, ч го они располагаются по восходящей линии от низших (матери- i и.пых) до высших (духовных):
- физиологические потребности - в воспроизводстве людей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;
- экзистенциальные потребности - в безопасности существования (физические и экономические);
- социальные - проистекающие из нашей коллективной природы (жажда дружбы и привязанности, общения и т. п.);
- престижные потребности - в уважении со стороны «значимых других», в служебном росте, статусе и т. п.;
- духовные потребности - в самовыражении через творчество, реализации того, на что способен человек.
Идеи А. Маслоу получили дальнейшее развитие в «Гигиенической теории мотивации» или «Двухфакторной теории моти- иации» Ф. Герцберга5, в которых факторы определялись следующим образом:
• первый фактор - «мотивация» - включает содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окружающих, возможность квалификационного роста;
• второй фактор - «гигиеничность» - включает условия труда, заработную плату, линию поведения администрации, взаимоотношения между работниками.
При этом выделяется группа факторов, которые должны удовлетворяться в первую очередь. Удовлетворенность всех факторов приводит к повышению эффективности деятельности работника.
Концепция мотивации получила развитие в теориях Д. МакГрегора.
Большое внимание он уделял формированию менеджеров (руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы), отмечая, что зачастую практическая отдача даже от хорошо подготовленных менеджеров невелика. Он видел несколько причин сложившегося положения:
• слабое развитие менеджмента, непонимание политики и практики, природы стоящих перед ним задач;
VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в.
__________________
• непонимание потенциальных возможностей человечп ких ресурсов; \
• отсутствие организационного климата, направленного пн создание условий для роста человека в организации.
В основе созданной Д. МакГрегором концепции лежит по ложение о необходимости использования на практике достижг ний «социальной науки», учитывающей природу и поведение чг ловеческих ресурсов. Д. МакГрегор отмечал, что после Второй мировой войны социальная обстановка на предприятиях измени лась, ослабла зависимость наемных работников от предпринимл телей. Использование менеджерами авторитарной власти выли вает протест со стороны рабочих. Поэтому следует не обвинял, работников в лени и глупости, а изменить качество управления, сосредоточив основные усилия на создании атмосферы сотруд ничества между иерархическими уровнями управления, а также между менеджерами и рабочими.
Д. МакГрегор отмечал, что «успех менеджмента... в значи тельной степени зависит от способности предсказывать и контро лировать человеческое поведение». По его мнению, в истории рал вития общества хорошо различимы два главных этапа развитии науки управления в изучении средств контроля за поведением лю дей в организациях. Первый этап, длившийся многие века, состоял в переходе от применения физического насилия к использованию формальной власти. Второй этап, наметившийся в последнее с толетие, хотя корнями и уходит в далекое прошлое, характеризуется переходом от формальной власти к лидерству. Он подчеркивал, что частое использование власти далеко не всегда приводит к до стижению поставленных целей, разрешению возникших проблем, а иногда создает конфликтные ситуации и новые проблемы. Влас тыо как инструментом лидерства следует пользоваться лишь в не ключительных случаях, «когда ничто другое не подходит». Влас i ь должна продуманно выбирать средства воздействия на людей.