Глава 1. Развитие управленческой мысли за рубежом

__________________

Согласно данной теории не сама по себе потребность движет че- и) пеком, а степень ее неудовлетворенности. Кроме того, потреб­ности выстраиваются в иерархию, представляющую собой доми­нирование неудовлетворенных потребностей над удовлетворен­ными. Порядок потребностей называется иерархическим потому, ч го они располагаются по восходящей линии от низших (матери- i и.пых) до высших (духовных):

- физиологические потребности - в воспроизводстве лю­дей, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе;

- экзистенциальные потребности - в безопасности сущест­вования (физические и экономические);

- социальные - проистекающие из нашей коллективной при­роды (жажда дружбы и привязанности, общения и т. п.);

- престижные потребности - в уважении со стороны «зна­чимых других», в служебном росте, статусе и т. п.;

- духовные потребности - в самовыражении через творче­ство, реализации того, на что способен человек.

Идеи А. Маслоу получили дальнейшее развитие в «Гигие­нической теории мотивации» или «Двухфакторной теории моти- иации» Ф. Герцберга5, в которых факторы определялись следую­щим образом:

первый фактор - «мотивация» - включает содержание труда, достижения в работе, признание со стороны окру­жающих, возможность квалификационного роста;

второй фактор - «гигиеничность» - включает условия труда, заработную плату, линию поведения администра­ции, взаимоотношения между работниками.

При этом выделяется группа факторов, которые должны удовлетворяться в первую очередь. Удовлетворенность всех фак­торов приводит к повышению эффективности деятельности ра­ботника.

Концепция мотивации получила развитие в теориях Д. Мак­Грегора.

Большое внимание он уделял формированию менеджеров (руководитель или управляющий, занимающий постоянную долж­ность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы), отмечая, что зачастую практическая отдача даже от хорошо подготовленных менеджеров невелика. Он видел несколько причин сложившегося положения:

слабое развитие менеджмента, непонимание политики и практики, природы стоящих перед ним задач;

VIII. Управленческая мысль второй половины XX - начала XXI в.

__________________

непонимание потенциальных возможностей человечп ких ресурсов; \

отсутствие организационного климата, направленного пн создание условий для роста человека в организации.

В основе созданной Д. МакГрегором концепции лежит по ложение о необходимости использования на практике достижг ний «социальной науки», учитывающей природу и поведение чг ловеческих ресурсов. Д. МакГрегор отмечал, что после Второй мировой войны социальная обстановка на предприятиях измени лась, ослабла зависимость наемных работников от предпринимл телей. Использование менеджерами авторитарной власти выли вает протест со стороны рабочих. Поэтому следует не обвинял, работников в лени и глупости, а изменить качество управления, сосредоточив основные усилия на создании атмосферы сотруд ничества между иерархическими уровнями управления, а также между менеджерами и рабочими.

Д. МакГрегор отмечал, что «успех менеджмента... в значи тельной степени зависит от способности предсказывать и контро лировать человеческое поведение». По его мнению, в истории рал вития общества хорошо различимы два главных этапа развитии науки управления в изучении средств контроля за поведением лю дей в организациях. Первый этап, длившийся многие века, состоял в переходе от применения физического насилия к использованию формальной власти. Второй этап, наметившийся в последнее с то­летие, хотя корнями и уходит в далекое прошлое, характеризуется переходом от формальной власти к лидерству. Он подчеркивал, что частое использование власти далеко не всегда приводит к до стижению поставленных целей, разрешению возникших проблем, а иногда создает конфликтные ситуации и новые проблемы. Влас тыо как инструментом лидерства следует пользоваться лишь в не ключительных случаях, «когда ничто другое не подходит». Влас i ь должна продуманно выбирать средства воздействия на людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: