Опыт приватизации в России

Этапы процесса приватизации:

  1. с дек 1992г. –по июнь 1994г. (ваучерная приватизация)
  2. с июня 1994г. (денежная продажа объектов гос-ой собственности)

Начало предшествовала компания по пропаганде ее преимуществ:

  • повышение эффективности работы предприятий
  • ускорение НТП
  • привлечение в производство инвестиций
  • повышение уровня жизни населения.

Социальная справедливость декларировалась через наделение всех граждан России приватизационными чеками (ваучерами) номинальной стоимостью 10 тыс р. по ценам 1992г. Использование данных финансовых документов по заявление авторов приватизации должно было создать равные стартовые возможности для всех членов общества.

Ваучер мог быть единовременно использован по одному из 4х возможных вариантов:

1. приобретение акций приватизированных компаний на аукционах

2. приобретение акций по месту работы

3. вложение в инвестиционные фонды, специально-созданные для аккумуляции приватизационных чеков и прибыльного их вложения в акции предприятий

4. свободная продажа по рыночным ценам.

Для работников и администрации предприятий существовала возможность выбора между 3 моделями приватизации:

  1. контрольный пакет акций покупал внешний инвестор
  2. контрольный пакет акций переходил в руки трудового коллектива
  3. контрольный пакет акций сосредотачивался в руках инициативной группы (администрация предприятия).

Большинство предприятий выбрало 2 вариант приватизации. Однако в настоящем времени лишь на небольшом числе предприятий сохранился контроль трудового коллектива.

Для общего регулирования процесса разгосударствления собственности было создано 2 правительственных органа:

  1. гос-ый комитет по управлению гос-ым имуществом (ГосКомИмущество)

Функции:

-подготовка ежегодных гос-ых приватизационных программ, законов и подзаконных актов

- общий контроль за процессом приватизации и деятельностью аналогичных комитетов на более низком административном уровне

  1. Российский Федеральный фонд имущества

И фонды имущества на местах выступали в качестве временных собственников гос-ых предприятий до их приватизации.

Особенности приватизации в России:

  • жесткое административное регулирование данного процесса
  • сжатые временные сроки без учета специфики каждого производства и степени его готовности к разгосударствлению.

Лишь нескольким регионам (Москва – в ден форме, Татарстан – имел особенный ваучер…) удалось настоять на учете своих особенностей и интересов.

Большинство целей, провозглашаемых в начале процесса приватизации, в ходе реализации достигнуто не было.

Результаты:

- Продолжительное и глубокое падение производства (к кон.90х г.г.производство примерно в 50% от кон. 80х г.г.).

- Произошло ухудшение структуры народного хозяйства.

- Произошло сокращение капитальных вложений (инвестиций) в эк-ку.

- Произошло серьезное соц-ое расслоение в общ-ве.

В общественном сознании сохраняется высокий уровень негативного отношения к

приведенной приватизации.

Фактически приватизация в России преследовала прежде всего политические цели:

- желание ликвидировать основы прежней соц-экономичесой системы

- создать нужную соц базу поддержки радикальных реформ.

КОНТРАКТАЦИЯ

- сочетание гос-го финансирования с частной орг-ей производства. Фактически в развитых рыночных эк-ах сформировался «полугосударственный» сектор, который образует частные коммерческие и некоммерческие орг-ии в значительной или в преобладающей степени ориентированные на гос-ые контракты. Рыночное поведение таких орг-ий определяется не спросом со стороны индивидов, а политикой гос-ва, выраженной через спрос общ-го сектора. Заключение контрактов с поставщиками товаров, в кот нуждалось гос-во было всегда (канцелярские товары…), однако в последнее десятилетие гос-ые органы стали нанимать частные фирмы для оказания населению услуг, которые прежде традиционно оказывали орг-ии общ-го сектора. Т.о., если раньше на основе контрактов достигалось обеспечение общ-го сектора условиями его функционирования, то сейчас контракты используются для частичного замещения общ-го сектора частным в процессе обслуживания конечных потребителей.

Лекция 11.

Проблема:

Характер контрактов, учет в них интересов потребителей.

При отсутствии конкуренции возможно повышение уровня издержек и рост коррупции. Однако, даже если конкуренция есть надо четко фиксировать в контракте требования к поставщикам. В иной ситуации частный производитель будет экономить на качестве, дополнительных услугах… Есть сферы, где эти требования можно сформулировать достаточно четко (уборка мусора, поставка питания в школы и больницы…), а есть сферы, где это сделать достаточно трудно (здравоохранение, образование). Однако, даже если требование кон результата не удается формализовать, сущ. 2 способа повышения эффективности контрактов:

  1. на контрактной основе осуществляются отдельные операции достижения кон результатов (покупка вооружений на конкурентной основе)
  2. при потреблении не чистых общ благ, а смешанных, потребляемых индивидуально, возможно вовлечение кон потребителей в контрактные отношения (страховые полисы, здравоохранение, ваучерные системы в образовании).

Однако эффективное использование ваучеров ограничивается влиянием ассиметрией информации. В результате потребитель может быть защищен хуже, чем в гос-ых учреждениях. Другая проблема – административные издержки и (затраты на распределение ваучеров, контроль за качеством).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: