Заключение

На основании изучения сущности ОСС НС ПЗ, исследование истории его возникновения, настоящего состояния, его основных задач, принципов и финансовых потоков, автор вышел к основному выводу, что систему ОСС НС ПЗ необходимо совершенствовать комплексно.

ОСС НС ПЗ является неотъемлемым элементом государственной системы социальной защиты населения, так как оно направлено на защиту прав и интересов населения работающего по найму (по договору). В процессе трудовой деятельности работник подвергается рискам, характерным для выполнения его производственных обязанностей, и не все возникающие риски, возможно, исключить полностью предупредительными мероприятиями в сфере охраны труда и техники безопасности.

Исследование законодательства, регулирующего ОСС НС ПЗ позволило сделать вывод о необходимости его рассмотрения как самостоятельного института социального обеспечения, включающего в себя регулирование всей совокупности финансовых отношений:

• отношения по формированию средств ОСС НС ПЗ;

• отношения по управлению этими средствами;

• отношения по предоставлению обеспечения по ОСС НС ПЗ. Предпринятое научное исследование позволило сделать ряд выводов принципиального характера.

Анализ истории развития механизмов возмещения вреда лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний позволяет сделать вывод, что ОСС НС ПЗ является наиболее эффективным способом их финансовой защиты при реализации профессиональных рисков по сравнению с гражданско-правовым страхованием (коммерческим, добровольным). Более высокая эффективность ОСС НС ПЗ объясняется наличием широкого круга оснований для возмещения вреда потерпевшим, наличием гарантий реализации их права на возмещение через комплекс различных пособий, кроме того развитие ОСС НС ПЗ позволило существенно сократить работодателям расходы на возмещение вреда своим работникам, причиненного на производстве.

Исследованы основные принципы организации ОСС НС ПЗ, раскрыты механизмы формирования и распределения средств, выявлен комплекс основных проблем, связанных с обоснованием и определением размера страховых тарифов.

В настоящее время, одной из центральных проблем является - совершенствование процесса отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска в будущем страховом периоде, что требует разработки модели, позволяющей выявлять, оценивать и эффективно анализировать динамику изменения базовых показателей, отражающих функционирование страхователей, сгруппированных по ВЭД за период наблюдения, и получать достоверные прогнозные оценки.

В применяемой в настоящее время методологии расчета и обоснования скидок и надбавок к страховым тарифам учитывается сумма обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за предшествующий период по всем страховым случаям, происшедшим за весь период осуществления страхователем финансово-хозяйственной деятельности. Данный подход ставит страхователей в изначально неравные условия. Вновь образованные юридические лица не имеют страховой истории, что в определенной мере дает им преимущество перед субъектами хозяйствования, функционирующими в течение нескольких лет. Таким образом, количество несчастных случаев на производстве и случаев профессиональных заболеваний будет расти пропорционально увеличению периода финансово-хозяйственной деятельности.

Зарубежная и отечественная практики показывают, что не только перечисленные причины ставят страховщика и страхователя перед необходимостью введения как минимум годового горизонта планирования. Это необходимо страховщику для объективного обоснования и расчета скидок и надбавок, а страхователю - для планирования мероприятий по снижению профессионального риска (в том числе по установленному перечню) и последующего согласования рассматриваемых мер со страховщиком. Показатели текущего года, в свою очередь, должны учитываться в последующие годы.

Реабилитация пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, являясь процессом, должна иметь определенный алгоритм, наличие этапов, последовательности выполняемых действий, а также ожидаемый результат процесса. Сделана попытка разработки такого алгоритма. В данном случае результат - это рациональное трудоустройство лица с ограничением способности к трудовой деятельности и, как следствие, его социальная адаптация. Роль координатора деятельности в сфере реабилитации пострадавших должна принадлежать исполнительным органам ФСС.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: