Психология искусства -

отрасль психологии, которая изучает закономерности процесса восприятия и понимания людьми произведений искусства, исследует особенности психической деятельности, которые имеют место у писателей, живописцев, композиторов и т. д. при создании задуманных ими произведений, а также разрабатывает психологические вопросы художественного воспитания. П. и тесно связана с эстетикой.

ПСИХОЛОГИЯ ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ (пенитенциарная) – отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психические явления, вызываемые применением уголовного наказания, и процесс перевоспитания лиц, осужденных за совершение преступлений.

П. и. разрабатывает методы изучения личности осужденных, способы их перевоспитания, раскрывает психологические механизмы процесса перевоспитания, намечает пути наиболее эффективного управления этим процессом, исследует психологическое влияние средств исправительно-трудового воздействия на личность осужденного, социально-психологическую атмосферу в местах лишения свободы и условия ее формирования, изучает роль групп и коллективов в исправлении и перевоспитании правонарушителей, проблемы социальной адаптации и реадаптации осужденных, а также проблемы личности воспитателя.

ПСИХОЛОГИЯ КРИМИНАЛЬНАЯ – отрасль юридической (правовой) психологии, изучающая психологические закономерности формирования противоправных установок и их реализации в преступном поведении, а также разрабатыва-


ющая методы и приемы борьбы с противоправными установками личности в целях предупреждения преступлений.

Западная П. к. рассматривает преступность г. о. как проявление изначально присущих человеку биологических свойств либо как порождение болезненных отклонений психики. П. к. вскрывает психологические механизмы преступного поведения, складывающиеся под воздействием комплекса причин, куда входят: влияние отрицательного окружения, педагогическая запущенность, ошибки семьи и школы в воспитании детей и подростков и т. п.

К актуальным задачам П. к. относится изучение роли и соотношения социально-и индивидуально-психологических факторов в генезисе преступного поведения, мотивации различных видов правонарушений, роли различных мотивов и психических состояний в преступном поведении, в т. ч. групповом и рецидивном.

ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ –

область педагогической психологии, изучающая закономерности всестороннего развития личности человека, становление возрастных психологических новообразований уч-ся в ходе обучения. П. о. направлена на поиск и создание условий, способствующих управлению процессом учения; при этом учение не сводится только к овладению знаниями, навыками и умениями, а рассматривается как особая деятельность (включающая мотивы, цели, учебные действия, действия контроля и оценки самих уч-ся), обеспечивающая усвоение этих знаний.

Принципы П. о.: строится на основе данных психологии о возрастных возможностях развития с ориентировкой на завтрашний день этого развития; обучение организуется с учетом наличных индивидуальных особенностей уч-ся, но не на основе приспособления к ним, а как проектирование новых видов деятельности обучающихся; обучение не может быть сведено к передаче знаний, к отработке действий и операций, а есть г. о. процесс формирования личности обучающегося, развития мотивации его поведения; развивающий и воспитывающий эффект обеспечивает не любая, а только формирующая учебная деятельность.

Принципы П. о. положены в основу разработки методов обучения как единст-



ва деятельности преподавателя и уч-ся. Методы обучения различаются по характеру управления деятельностью уч-ся преподавателем.

Психологическими критериями эффективности учебного процесса являются: запас знаний, умений и навыков школьников, уровень сформированное™ разных видов деятельности (учебной, трудовой), а также наличие новообразований в умственном и нравственном развитии ребенка.

ПСИХОЛОГИЯ ПРАВОВАЯ. Понятие П. п. используется в двух его значениях: 1) как синоним понятия «юридическая психология»; 2) как характеристика психологической стороны правосознания, т. е. той сферы общественного и индивидуального сознания, в которой отражаются явления правовой жизни. П. п. в этом втором значении неразрывно связана с мировоззрением, с идейными убеждениями людей; она заключает в себе субъективное отношение людей к правопорядку и действующим нормам права. П. п. складывается в ходе формирования мировоззрения, а также в результате правового воспитания и обучения.

ПСИХОЛОГИЯ СЛЕПЫХ (тиф-лопсихология) (от греч. typhlds – слепой) – отрасль психологии, изучающая психику человека с полностью или частично нарушенным зрением.

Проблема компенсации отсутствующего зрения является центральной для П. с. Поскольку компенсаторно развивающееся восприятие окружающей действительности с помощью сохранных анализаторов (прежде всего слуха и осязания) и формирующееся у слепых «чувство препятствия» не могут полностью возместить отсутствующее зрение, конкретные представления о предметах развиваются у слепых детей с трудом. Ориентировка в пространстве, способность к передвижению ограниченны. Замедленность и трудность формирования сенсорного опыта проявляются в недостаточном развитии наглядно-образного мышления.

Особый вид восприятия, свойственный слепым, – «чувство препятствия» (названный шестым чувством, чувством расстояния и т. п.) не развивается, если утрата зрения произошла в пожилом возрасте. Существует несколько гипотез о природе «чувства препятствия»: тактильная, темпера-


турная, слуховая, осязательно-слуховая. Современные исследования показывают, что «чувство препятствия» формируется в результате совместной деятельности сохранных анализаторов при ведущей роли слухового.

Воссозданию адекватных образов предметов и явлений, восприятие которых слепыми затруднено, способствуют процессы воображения. Если запас представлений о предмете у слепых достаточен, то их воображение может создавать адекватные образы. Память слепых значительно развивается, причем формирование логической памяти обычно опережает развитие образной.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – научная дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В течение длительного периода вопросы П. с. разрабатывались в составе различных философских учений. Началом ее самостоятельного существования считается 1908 г., когда одновременно появились работы В. Мак Дауголла (психолога) и Р. Росса (социолога), в названия которых был включен термин «П. с.». Специфика развития П. с. связана с ее пограничным положением – между социологией и психологией. Определяя место П. с. в системе научного знания, ее рассматривают либо как часть социологии, либо как часть психологии или же отводят ей место на их пересечении. Для отечественной традиции более характерно развитие П. с. как отрасли психологической науки. Развитие эмпирической традиции наиболее ярко представлено в американской П. с. XX в., которая вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента сделала главный акцент на исследованиях малых групп. Интенсивное развитие отечественных социально-психологических исследований начало осуществляться с конца 50-х гг. Активно разрабатывавшиеся области исследований: социально-психологическая теория коллектива, наиболее полно представленная в работах А. В. Петровского; исследования общения как единства трех процессов – социальной перцепции, коммуникации, интеракции (Г. М. Андре-



ева, А. А. Бодалев, В. А. Лабунская,
А. А. Леонтьев, А. У. Хараш и jap.); ис
следования научных школ с точки зрения
программно-ролевого подхода

(М. Г. Ярошевский, М. А. Иванов и др.); психология межгрупповых отношений (В. С. Агеев, Т. Г. Стефаненко); психология конфликта (А. И. Донцов, Н. В. Гри-шиш, Ю. М. Бородкин, А. Я. Анцупов идр).

Основные проблемы современной П. с.: общие вопросы теории, методологии и истории П. с.; закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших социальных групп (наций, классов а т. п.); проблемы малых групп; исследование личности (в т. ч. проблемы социализации и установок социальных). В последнее время происходит активное становление практической социальной психологии, ориентированной, в отличие от фундаментальной, не столько на приращение шаний о социально-психологических закономерностях, сколько на решение насущных проблем социальных субъектов в сфере экономики, политики, образования и т. д. (Л. Я. Гозман, Ю- М. Жуков, А. Л. Журавлев, Л. А. Петровская, О. В Соловьева и др.).

ПСИХОЛОГИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ –раздел психологии, посвященный изучению психологических особенностей аномальных детей, дефект которых обусловлен диффузным поражением коры головного мозга (умственно отсталые), нарушением деятельности анализаторов (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, слепоглухонемые), недоразвитием речи при сохранении слуха (алалики, афа-зики). Основная задача П. с. – изучение закономерностей психического развития, формирования личности у разных категорий аномальных детей под воздействием специальных методов и приемов воспитания и обучения.

Первичный дефект вызывает многообразные и сложные вторичные изменения в психике аномального ребенка и его личности. Благодаря специальному воспитанию и обучению компенсаторное развитие детей происходит за счет замещения и перестройки нарушенных функций. Оно проте-каеттем эффективнее, чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, способствующее мобилизации по-


тенциальных возможностей аномального ребенка (см. Психология глухих, Психология слепых, Слепоглухонемота).

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА – область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики человека (а в некоторых видах спорта – и животных) в условиях спортивной деятельности. П. с. разрабатывает след, проблемы:

1. Проблемы повышения эффективно сти тренировки спортсмена, понимаемой как процесс его обучения и воспитания, направленный на овладение техникой и тактикой при проведении многих видов соревнований, получение общей и специальной физической, моральной, волевой и теоретической подготовки. Психолога здесь интересуют закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, психологические условия достижения спортсменом высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений и др., пути и способы развития специализированных восприятий (чувства времени, дистанции, мяча, воды и др.), формирование представлений спортсмена о движениях и их влияние на успешность процесса тренировки, особенности процесса наблюдения и развитие наблюдательности, вопросы развития тактического мышления и творческого воображения в спорте. Особенно внимательно изучаются психологические основы волевой подготовки спортсменов, вопросы их психологической подготовки к участию в соревнованиях вообще.

2. Проблемы, связанные с участием спортсмена в соревнованиях: психическое состояние спортсмена перед началом соревнований, особенности проявления эмоций в ходе проведения соревнований и после них, специфические состояния «мертвой точки» и «второго дыхания», влияние спортивных напряжений на психику соревнующихся, психологические аспекты непосредственной подготовки к исполнению отдельных спортивных движений (прыжков в легкой атлетике, упражнений со штангой в тяжелой атлетике и т. п.), психические состояния спортсменов в связи с победой или неудачей в соревнованиях.

3. Проблемы произвольной (психической) регуляции спортивной деятельности


и психических состояний, психология спортивных коллективов, отношений тренера и спортсменов.

4. Проблема личности спортсмена. Эта проблема является для П. с. общей, синтетической.

П. с. тесно связана с практикой физического воспитания и спорта. Исследования осуществляются в естественных условиях спортивной деятельности и сочетаются с проведением экспериментов в лабораторных условиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: