(7032—7065)
Юдхиштхира сказал:
1. Наука о благонравии, тятя\, да будет тобой (мне)
преподана, безупречный,
(О ней) хочу я слышать, ведь тебе всё известно, так мыслю.
Бхишма сказал:
2. (Люди) дурного поведения, дурных поступков, неразумные,
любители насилья
Неблагонравными зовутся; благим поведеньем отличаются благие.
3. Если кал и мочу не извергают люди
На царском пути, в стаде коров, на посевах, то они
благопристойны.
4. Насыщать богов, совершать предписанное очищенье
Людским называют долгом; переходя реку, нельзя не омыться.
5. Должно Солнце всегда почитать, нельзя спать по восходе Солнца;
Должно в сумерки, стоя, прошептать раннюю и позднюю\ молитву.
6. Омыв пятерых\, следует вкушать пищу, обратись
к востоку, пребывая в молчаньи.
Нельзя, вкушая пищу, (ее) порицать, нужно есть со вкусом\;
7. Следует, встав (от трапезы), омыть руки; не следует
спать ночью с сырыми ногами;
Дэвариши Нарада указал эти признаки (хорошего) поведенья.
8. Чистое место, упряжного быка, жилище богов, перекресток, Брамина,
|
|
благочестивого, святыню\ следует обходить справа.
9. Со всеми странниками, домочадцами, с гостем,
Кто равно вкушает пищу, того хвалят слуги.
10. Людям бог указал для трапезы утро и вечер;
Не указано промежуточной трапезы; (значит) тогда поститься надо.
11. Кто в (установленный) час совершает (жертву) хома,
к жене в должное время входит
И не касается жены другого, мудрый, тот — брахмачарья.
12. Как амриту, как (пищу), приготовленную любящей
матерью, оставленное брамином.
Почитают люди; праведные собираются ради правды.
13. Кто разбивает комья (земли), вырывает траву\, грызёт ногти\,
Тот, (как человек) с постоянно неополосканным ртом\, недолговечен.
14. Отказавшийся от мяса не должен вкушать жертвенного мяса,
Негоже ему быть вообще плотоядным и пересудами заниматься\.
15. Земляка ли, чужестранца, гостя нельзя оставлять голодным.
Получив желанный плод жертвы, учителям нужно предоставить (долю\).
16. Родителям следует предлагать сиденье, оказывать почтенье;
Чтущие почтенных\ награждаются веком, славой, счастьем.
17. Нельзя смотреть на восходящее солнце и на обнаженную
жену другого;
В тайне надо всегда совершать законное совокупленье.
18. Сердце священных криниц есть святость; чистый
(огонь) есть сердце чистых;
Всё, что свершает арий, чисто, как ласка ребенка\.
19. При каждой встрече следует спрашивать о здоровье;
Утром и вечером предписано почитать браминов.
20. В божьем доме, среди коров, при лечебных обрядах,
При изучении Писаний надо действовать правой рукою.
21. Утром и вечером певцам поклоняться надо согласно закону;
Такое (поведение) блестит, как товар из товаров,
|
|
называется пахотою из пахот;
22. Урожай приумножает это, это — упряжка коров из упряжек.
Постоянное насыщенье в еде, в питье — утоление жажды.
23. Это — хорошее приготовленье молочной пищи, рисовой
похлебки, сезамовой каши.
Подстригающему себе бороду, чихающему, купающемуся, вкушающему пищу
24. И всем болящим надо желать здоровья.
Против солнца нельзя мочиться; нельзя смотреть на свои йспражненья.
25. Рядом с женщиной не следует ложиться, нужно избегать
совместной трапезы с нею.
Обращения на «ты» и по имени к почтенным (людям)
нужно весьма остерегаться;
26. По отношению к нижестоящим и равным не возбраняется
ни то, ни другое. Злой умысел\ злодеев изобличается их доведеньем,
27. Узнанные заранее, они погибают, даже средь множества
людей скрываясь.
Сделанное ранее зло скрывают несведущие в Писанье;
28. Ведь если даже его не видят люди — небожители видят;
Зло, скрытое злым, обращается на злого.
29. Праведностью скрытая праведность (дхарма)
к праведности вернётся,
Праведником исполненный долг (дхарма) возвращается к дхарме.
30. О совершённом грехе здесь не помнит заблудший,
Но как луну преследует Раху, так неразумного преследует злое дело.
31. За скарб\, накопляемый с надеждой (на плод),
воздаётся не без страданья,
Мудрые этого не одобряют и не ждут смерти,
(чтобы получить награду).
32. Разумностью всех существ мудрые называют дхарму;
Поэтому ради блага пусть действует во всех существах разумность.
33. Свой долг надлежит выполнять в одиночку, нет общности дхармы;
Когда (человек) придерживается только своего долга,
товарищу что тут делать?
34. Для людей дхарма есть лоно, а для богов в небесах — амрита;
В посмертном существованье за (выполненье) закона
бесконечное счастье вкушают.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 193 глава — Устав повеленья