(7821—7841)
Бхишма сказал:
1. Кто желает всегда совершать безбедственное странствование в Брахмо,
Сна должен всячески избегать, ввиду возможного во сне оскверненья,
2. Ибо воплощенного одолевают во сне раджас и тамас,
Как бы (вновь) в тело попав, поступает отогнавший желанья.
3. А бодрствующий усердствует в знанье, постоянно стремясь к познаванью.
Бодрствующий, не (зная) ночи, распознавание всегда выполняет.
4. Здесь (возникает вопрос): что за состояние (бывает) во сне,
когда как бы (создаются) предметы?
И как после растворения индрий воплощенный живет будто бы в ином теле?
5. Отвечают: как, это знает владыка йоги, Хари,
И великие риши сообразно этому разъясняют.
6. Мудрые говорят о сне: сон наступает вследствие утомления индрий.
Дальше рассуждают: но так как манас не растворился, (возникают) сновиденья.
7. Но если манас отвлечен от органов, то даже у бодрствующего возникают грёзы;
И чем покорен манас, то и входит в манас, как сновиденье.
8. В неисчислимые круговороты жизни попадает страстный,
|
|
И всё, пребывающее в манасе, знает тот высочайший пуруша.
9. То, что делам и свойствам (гунам) причастно,
Как образ манаса, существа выявляют.
10. Тогда начинают развиваться страстные, темные свойства
Или светлые (саттвичные), сообразно плодам
непосредственно предшествовавшей жизни.
11. Тогда в силу состояния раджаса, тамаса возникновение
(существ) из ветра, желчи, слизи
Видят люди, по недомыслию считая это неизбежным.
12. Когда успокоены чувства, то какое бы в манас ни вошло представленье,
То и во сне приходит, такую манас видит грёзу.
13. Всепроникающий, во всех существах беспрепятственно движется манас
Могуществом Атмана; нужно знать: все божества
(органов) в Атмане (пребывают).
14. В манасе есть потаённая дверь; войдя (через нее) в человеческое тело,
Что-либо существующее—несуществующее, непроявленное
является в сновиденье.
15. Нужно знать: душа всех существ, пребывающая
в существах, есть внутренний атман,
Тот, который прилепляется к желанию достичь божественных качеств.
16. Надо знать: это милость Атмана, ибо в Атмане все боги;
(Это достигается) силой возогревания (тапаса), подобно
тому, как солнце запредельно тьме силой жара.
17. Это — воплощенный, созидающий три мира, это
запредельный тьме Махэшвара\.
Возогреванию покровительствуют боги, а тьме — губящие тапас асуры.
18. Вот, что охраняют боги, а что асуры; это (ведение),
называют признаком (истинного) знанья.
Саттву, раджас, тамас мудрые знают как свойство богов и асуров.
19. Ясность (саттву) надо знать как свойство богов,
две другие (гуны) — как свойства асуров.
Запредельное Брахмо—есть бессмертие, немеркнущий свет и знанье.
20. Познавшие это, осуществившие себя идут путем высочайшим.
Поскольку можно обосновать очами знанья
21. Иль непосредственно (в йоге), можно познать то Вечное Брахмо\.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение», в книге «Основа Освобождения» гласит 216 глава Варшнея, как внутренний Атман.