(9038—9063)
Шука сказал:
1. Долг (дхарму), выше которого нет иного долга,
Отличнейший из всех законов, да сообщит мне владыка.
Вьяса сказал:
2. Возвещу тебе долг, который выполняли древние риши,
Отличнейший,из всех законов (дхарм), о нём теперь
сосредоточено слушай!
3. Нерадивые, всюду разбрасывающиеся чувства нужно
держать в повиновеньи
Силой буддхи, как отец собственных детей (в повиновении держит).
4. Сосредоточить индрии, манас — вот высший подвиг,
Этот лучший из всех законов, этот закон называется высшим.
5. Силой (духа) их всех укротив, шестой из них, манас,
Пусть сядет, как бы насыщенный Атманом, о заботах не помышляя.
6. С их пастбищ вернув индрии, задержав их в (их) жилище,
Ты своим Атманом высшего, вечного Атмана узришь,
7. Все-Атмана, великого Атмана, как бездымное пламя,
Премудрые махатмы, брамины его созерцают.
8. Как многоветвистое, огромное дерево, изобилующее цветами, плодами,
О себе (ничего) не знает, где его цветы, где плоды, где листья.
9. Так и (человек) сам не знает, откуда (его) «я», куда уходит,
|
|
Ибо внутри меня есть иное «Я» — (Атман), которое всё обозревает.
10. «Я», возжегши светильник знания, Атмана видит;
Увидев Атмана в себе, стань бессамостным\, всё познавшим.
11. Достигает высшего разуменья безгрешный, отогнавший болезни, Освобождённый от всех зол, подобно змее, освободившейся от кожи.
12. Река, увлекающая мир, страшней всех (других) потоков;
(В ней) крокодилы — пять чувств; (её) берега — мечтанья сердца;
13. Заросли (по берегам) — заблуждение, жадность;
вожделение, гнев — гадюки;
(Её) всплески — неправедность; гнев — пена; (через неё) переправа — правда.
14. Через мощную реку, исток которой — непроявленная (природа),
стремительную, трудно переходимую для несовершенных духом,
Кишащую хищниками страсти, ты должен мудростью
переправиться через эту реку, сын мой,
15. Впадает она в океан самсары; её лоно — Подземное Царство (Патала).
Водовороты в ней создаёт язык, возникает она, сынок,
с рожденьем человека, и перейти её трудно.
16. Её переходят суровые мудрецы, чьё познанье совершенно;
Её перейдя, полностью освобождается себя очистивший, стойкий.
17. Достигнув высшего разумения, ты приобщишься к ставшим Брахмо,
Полностью извлечешь себя из самсары, (станешь)
непоколебимым, умиротворённым,
18. Как бы на горе пребывая, ты земные существа умиротворяешь\,
Не гневаясь, не радуясь, ты пребудешь ко всем невраждебным;
19. (Только) тогда возникновение и уход всех существ постигнешь;
Мудрые считают такое (состояние) для всех существ наилучшим.
20. Законом, наилучшим из всех законов, зрящие основу, муни считают
Познание всепроникающего Атмана, таково указанье, сын (мой).
|
|
21. Это познание Атмана, сокровеннейшее из сокровенных,
Можно возвещать только подвижникам, желающим следовать благу.
22. Я возвестил это непосредственное познание Атмана (тебе), сыночек.
Брахмо не мужского и не женского рода, оно и не бесполо,
23. Оно не радуется и не скорбит, его бытие непреложно;
Кто его познал, мужчина или женщина, не возрождается снова.
24. Для достижения небытия\ этот закон предписан.
Как это всё понимается, как это есть по сути,
25. Существующее и несуществующее я (тебе) поведал, сын (мой).
26. Если любящий сын, исполненный добрых качеств и самообладания,
подобно тебе, добродетельный сын (мой),
(Отца) будет спрашивать, пусть тот любовно, ради блага скажет сыну то,
что (тебе) здесь сказано было.
Так в святой «Махабхарате», в книге «Умиротворение»,
в книге «Основа Освобождения» гласит 250 глава — Вопросы Шуки.