АВУАРЫ – денежные документы (чеки, векселя, переводы, аккредитивы), с помощью которых производятся платежи и погашаются обязательства их владельцев.
АГЕНТ – лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения деловых поручений по снабжению.
АГЕНТСКИЕ ОПЕРАЦИИ – совершение фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории по поручению одной стороны (принципала) независимой от нее другой стороной (агентом) за счет и от имени принципала.
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (КОРПОРАЦИЯ) – организационная форма объединения финансовых средств предприятия, организации и отдельных лиц (акционеров) путем выпуска в обращение и продажи акций. Акционерное общество признается юридическим лицом и отвечает по обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества.
АКЦИЯ – ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенного пая в фонд акционерного общества. Дает ее владельцу право на получение части прибыли в форме дивиденда, а также на участие в управлении делами акционерного общества.
|
|
АРЕНДА – имущественный заем, договор о предоставлении имущества, земельной площади, помещений и т.п. во временное пользование (срок оговаривается договором аренды) за плату. Аренда не влечет за собой изменения права собственности.
АРЕНДНАЯ ПЛАТА – вознаграждение, взимаемое арендодателем с арендатора за сданное во временное пользование имущество, помещение или землю. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента.
АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ – набор различных товаров, их видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку. Торговый ассортимент – набор товаров, предлагаемых к продаже.
Ассортимент услуг торговли – набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам.
Ассортиментная структура товарооборота – соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.
Ассортиментный перечень товаров – часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.
АУДИТ – проверка, ревизия, анализ хозяйственной деятельности.
БАЛАНС БУХГАЛТЕРСКИЙ – соотношение взаимосвязанных показателей (в денежном выражении) деятельности предприятия, его процесса расхода и прихода. Сгруппирована в сводную таблицу, характеризующую размещение, источник и назначение средств на отчётную дату. Состоит из двух частей: левая – актив, правая – пассив. Итоги актива и пассива должны быть равны.
|
|
БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРА – состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.
БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГИ ТОРГОВЛИ – комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.
БИЗНЕС – хозяйственная деятельность (дело), приносящая доход или дающая другую выгоду.
БОНУС – 1) дополнительное вознаграждение, премия; 2) дополнительная скидка, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями сделки или отдельного соглашения.
БЮДЖЕТ – финансовый план образования и использования денежных фондов предприятия; роспись денежных доходов и расходов предприятия на определенный период.
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ – часть валового дохода предприятия, которая остается у него за вычетом всех расходов; показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.
ВАЛОВОЙ ДОХОД – денежная выручка предприятия, полученная от реализации продукции и услуг за определенный период (год); показатель, характеризующий финансовый результат торговец деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.
ВИД ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.
ВИД ТОВАРОВ – совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением. Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.
ВЫСТАВКИ – показ товаров, намечаемых к производству или уже освоенных в целях ознакомления с ними потенциальных потребителей, а также для рекламы и пропаганды достижений.
ГРУППА ТОВАРОВ – совокупность товаров определенного класса, обладающих общностью происхождения, исходного материала, особенностей производства и использования, а также сходным составом потребительских свойств и показателей. Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, мясные, рыбные, молочные, пищевые жиры, яичные, кондитерские, плодоовощные, винно-водочные, табачные изделия: непродовольственные товары – на группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины м приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения.
ГРУППОВОЙ АССОРТИМЕНТ – ассортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров. Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.
ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ – непрерывное движение денег в процессе купли-продажи товаров и услуг.
ДЕПОЗИТ – 1) вклады в банках, сберегательных кассах; – 2) ценные бумаги, переданные на хранение в кредитные учреждения.
ДЕФИЦИТ (ТОВАРОВ И УСЛУГ) – нехватка требуемых населению товаров народного потребления и услуг, вызванная недостаточным их производством, а также низким качеством, узким ассортиментом.
ДИВИДЕНД – доход (прибыль), получаемый владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества.
|
|
ДОКУМЕНТ (СВИДЕТЕЛЬСТВО) – материальный носитель информации, предназначенный для ее обработки и передачи во времени и пространстве. Содержащиеся в документе сведения должны быть удобны для обработки человеком или машиной и иметь в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
ЕМКОСТЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА – характеристика помещений основного производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.
ЕСТЕСТВЕННАЯ УБЫЛЬ – товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара. Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ДЕБИТОРСКАЯ – сумма долгов, причитающихся предприятию, организации, учреждению от юридических или физических лиц по итогам их хозяйственных взаимоотношений.
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КРЕДИТОРСКАЯ – сумма денежных средств предприятия, организации, учреждения, подлежащая уплате соответствующим юридическим и физическим лицам.
ЗАКАЗ НА ПОСТАВКУ – договор между предприятиями, по которому предприятие-поставщик (изготовитель продукции) обязуется передать предприятию-покупателю в установленный срок продукцию согласованного между ними ассортимента, количества и качества. Покупатель обязуется принять и оплатить ее.
ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА – цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.
ЗВЕННОСТЬ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ – количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ (ТОРГОВЫЕ ИЗДЕРЖКИ) – денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени. Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.
ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – периодическая проверка наличия числящихся на балансе предприятия ценностей, их сохранности и правильности хранения.
|
|
ИНВЕСТИЦИИ – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и другой деятельности, в результате которой образуется доход (прибыль) или достигается социальный эффект.
Такими ценностями являются:
1) денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
2) движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);
3) интеллектуальные ценности;
4) права пользования землей и другими природными ресурсами и т. д.
ИНДОССАМЕНТ – передаточная подпись на векселях, чеках, коносаментах и некоторых других ценных бумагах, которой оформляется передача прав по этим документам от одного лица (индоссанта) другому.
ИНКАССО – банковская операция снятия денежных сумм со счета покупателя на основании расчетных документов обслуживаемого клиента и по его поручению.
ИПОТЕКА – залог недвижимости (земли, строений, сооружений и т.д.) в качестве обеспечения денежной ссуды (займа), ипотечного кредита.
КАЧЕСТВО ТОВАРА – совокупность потребительских свойств товара.
КАЧЕСТВО ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей. Измеряется уровнем торгового обслуживания.
КВОТА – доля в общем производстве или сбыте, устанавливаемая в рамках соглашения для каждого участника,
КИОСК – оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.
КЛАСС ТОВАРОВ – совокупность товаров, объединенных общностью использования. Класс товаров может быть представлен, например, товарами хозяйственного и бытового назначения, товарами спортивного назначения, культтоварами и т.п.
КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ – сведения, связанные с производством, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, и разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
КОНКУРЕНЦИЯ – соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров.
КОНОСАМЕНТ – документ, подтверждающий принятие груза к перевозке и обязывающий перевозчика передать груз грузополучателю.
КОНТРАКТ – письменный договор, соглашение, устанавливающее права и обязанности для договаривающихся сторон и сроки их действия.
КОНЪЮНКТУРА – сложившаяся на рынке экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением между спросом и предложением, уровнем цен, товарных запасов и т. п.
КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКЛАДСКОГО ОБЪЕМА – показатель, характеризующий отношение грузового объема склада к складскому объему.
КОЭФФИЦИЕНТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДИ – показатель, характеризующий отношение грузовой площади товарного склада к складской площади.
КРЕДИТ – предоставление денег или товаров в долг на срок на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процента.
КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ – наличие предпосылок для получения кредита, способность возвратить его.
Культура торгового обслуживания – совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала. Характеристики культуры торгового обслуживания – вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.
ЛИКВИДНОСТЬ – мобильность активов предприятия, обеспечивающая своевременную оплату их обязательств.
Магазин – специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
МАГАЗИН С КОМБИНИРОВАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ – предприятие розничной торговли, реализующее несколько различных групп товаров, связанных общностью спроса и близких по потребительскому назначению.
МАГАЗИН СО СМЕШАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ – предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ТОРГОВЛИ – совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.
МЕЛКОФОРМАТНАЯ РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ – торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.
МЕТОДЫ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ – совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров. Различают методы розничной продажи: самообслуживание покупателей, продажа товаров через прилавок, с открытой выкладкой товаров и по образцам.
НЕУСТОЙКА – сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или некачественного исполнения обязательства.
НОРМАТИВ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ – показатель, выраженный установленной торговой площадью на 1000 жителей.
НОРМАТИВ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ – оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Для определения норматива товарных запасов определяют два взаимосвязанных показателя; уровень и оборачиваемость товарных запасов.
НОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОЙ УБЫЛИ – предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ СЕТЬЮ – показатель, характеризующий фактическое наличие розничных торговых предприятий в расчете на 1000 жителей.
ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ СКЛАДСКОЙ ПЛОЩАДЬЮ – показатель, характеризующий фактическое наличие складской площади в расчете на 1000 жителей.
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА – площадь всех помещений магазина. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.
ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА – площадь всех помещений склада. В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.
ОБЪЕМ ПРОДАЖ – объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.
ОПТОВАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ – торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.
ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ – совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям и (или) организациям–потребителям.
ОПТОВАЯ ЦЕНА (ОТПУСКНАЯ ЦЕНА) – цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
ОПТОВЫЕ ПРОДАЖИ (ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ) – объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.
ПАВИЛЬОН – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
ПАЛАТКА (ЛАРЕК) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещается товарный запас только на один день торговли.
ПЕШЕХОДНАЯ ДОСТУПНОСТЬ МАГАЗИНА – установленное расстояние от магазина до центра жилой застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети.
ПЛАНИРОВАНИЕ – процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения. План – результат планирования, мотивированная модель действий, созданная на основе конъюнктурного прогноза экономической среды и поставленных целей.
ПЛОЩАДЬ ТОРГОВОГО ЗАЛА МАГАЗИНА – часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно–кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
ПОДСОБНАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА – площадь складских помещений подсобного назначения.
ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТОВАРА – количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.
ПОКУПАТЕЛЬ – юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ – это товары, купленные для удовлетворения личных потребностей.
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ СВОЙСТВО ТОВАРА – свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.
ПРЕДПРИЯТИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ – торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.
ПРЕДПРИЯТИЕ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – торговое предприятие, осуществляющее куплю–продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.
ПРЕЙСКУРАНТ ЦЕН – справочник цен на продукцию, товары и разного рода услуги.
ПРИБЫЛЬ – форма чистого дохода предприятия, обобщающий показатель его деятельности.
ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ – показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени. Обязательным платежом является, например, налог на добавленную стоимость, акцизы.
ПРИБЫЛЬ ЧИСТАЯ – прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет. Поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ – научно обоснованное предвидение возможного состояния экономического положения предприятия, методов и сроков его достижения.
ПРОДАВЕЦ (ОПЕРАТОР) – организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи. В торговле данное понятие используется также для обозначения профессии торгового работника.
ПРОДАЖА ТОВАРОВ (РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ) – передача покупателю товаров на определенных условиях.
ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА НА РЫНОК – любая форма сообщений, используемых предприятием для информации, убеждения, напоминания о своих товарах и услугах. Формы сообщений: фирменные названия, упаковка, витрины магазинов и т. п. Деятельность по продвижению; реклама, стимулирование сбыта (выставки, демонстрации), паблисити.
ПРОМЫШЛЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ) – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной промышленности или отдельным промышленный предприятием.
ПРОЦЕНТ – плата, которую уплачивает заемщик кредитору за пользование ссудой. Размер процента зависит от вида кредита, его срока, своевременности погашения полученных ссуд.
ПРОЦЕСС ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.
РАЗНОВИДНОСТЬ ТОВАРОВ – совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.
РЕКЛАМА – сообщение о конкретном товаре, услуге.
РЕМИТИРОВАНИЕ – способ погашения задолженности с помощью римессы.
РИМЕССА – платёжный документ (тратта, чек, денежный перевод), пересылаемый должником своему кредитору в погашение задолженности.
РОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ – торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.
РОЗНИЧНАЯ ЦЕНА – цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.
РОЗНИЧНЫЕ ПРОДАЖИ (ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ) – объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.
РЫНОК – сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли–продажи, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность по поводу продвижения товаров и услуг от их производителей к потребителям Рынок – организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли–продажи.
РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ – текущая цена на товар, ценные бумаги, валюту, а. также уровень цен, по которым они могут быть куплены или проданы.
САЛЬДО – разность между денежными поступлениями и расходами за определенный промежуток времени. Содержание сальдо зависит от назначения счета, например, сальдо счета кассы – остаток наличных денег в кассе предприятия.
САМОФИНАНСИРОВАНИЕ – финансирование воспроизводства предприятия за счет собственных доходов от реализации продукции.
СИСТЕМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.
СИФ (СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ, ФРАХТ) – в продажную цену включается непосредственно цена самого товара, а также затраты на страхование и расходы по транспортировке товара до порта назначения.
СКИДКИ – суммы, выделяемые продавцом товара различным покупателям с целью расширения рынка сбыта, покрытия отдельных затрат, увеличения количества реализуемого товара.
СКИДКИ БОНУСНЫЕ – предоставляются постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товара.
СКИДКИ ЗА КОЛИЧЕСТВО ЗАКУПЛЕННОГО ТОВАРА – уменьшение цены для покупателей, приобретающих большое количество товара.
СКИДКИ ЗА ПЛАТЕЖ НАЛИЧНЫМИ – уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета.
СКИДКИ СЕЗОННЫЕ – уменьшение цен для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг.
СКИДКИ СПЕЦИАЛЬНЫЕ – делаются для тех покупателей, в которых фирма особенно заинтересована.
СКЛАДСКАЯ ПЛОЩАДЬ ТОВАРНОГО СКЛАДА – площадь складских помещений основного производственного назначения.
СКЛАДСКАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ – форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.
СКОРОСТЬ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН – предприятие розничной торговли, реализующее товары двух–трех групп, объединенных общностью спроса.
СПРОС – платежеспособная потребность покупателей, т. е. обеспеченная деньгами часть потребностей покупателя в товарах, а также услугах, реализуемых в товарной форме.
ССУДА – предоставление денег взаймы за определенную плату, устанавливаемую обычно в процентах к сумме выданной ссуды.
ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ – получаемая кредитором от заемщика плата за использование денежной ссуды.
СТРАХОВАНИЕ – заключение договора, при котором страховщик принимает на себя обязательство возместить страхователю в пределах страховой суммы убытки, происшедшие вследствие наступления события, предусмотренного договором страхования.
СТРУКТУРА АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ – соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.
СУБЪЕКТ ТОРГОВЛИ – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.
ТАРИФ – плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера, предоставляемые предприятию. Тариф – разновидность цены.
ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг. Универсам, магазин «Ткани», магазин «Продукты» и т.д.
ТОВАР – продукт деятельности, предназначенный для продажи (реализации); любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли–продажи.
ТОВАРНАЯ МАРКА – имя, знак, символ или их сочетание, которые обозначают продукцию или услуги, предлагаемые потребителю.
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения подразделяются на запасы: рабочий запас, текущего пополнения, страховой, запас в пути.
ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ В ДНЯХ ОБОРОТА (УРОВЕНЬ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ) – относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов.
ТОВАРНЫЕ ПОТЕРИ – потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.
ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ – продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.
ТОВАРНЫЙ СКЛАД – организация, обеспечивающая и/или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям. Товарный склад может функционировать и как структурное подразделение предприятия оптовой торговли.
ТОВАРОДВИЖЕНИЕ – доведение товара от производителя до конечного потребителя или внерыночного потребителя.
ТОВАРООБОРАЧИВАЕМОСТЬ – время обращения среднего товарного запаса за определенный период.
ТОВАРОСНАБЖЕНИЕ – комплекс мероприятий по доведению товара от производителя в места его потребления или продажи, включая транспортировку, хранение, совершение сделок с потребителем.
ТОВАРЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ – товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования) не связанного с предпринимательской деятельностью.
ТОВАРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ – товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п.
ТОРГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ – сведения о товаре или услуге, изготовителе, продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.
ТОРГОВАЯ НАДБАВКА (ТОРГОВАЯ НАЦЕНКА) – элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА – площадь торговых помещений магазина, включающих торговый зал и помещения для оказания услуг.
ТОРГОВАЯ РЕКЛАМА – распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации товаров.
ТОРГОВАЯ СЕТЬ – совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.
ТОРГОВАЯ СКИДКА – скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.
ТОРГОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги.
ТОРГОВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ – добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, и являющееся некоммерческой организацией.
ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – имущественный комплекс, используемый организацией для купли–продажи товаров и указания услуг торговли. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания. Сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др..
ТОРГОВЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ – ассортимент товаров, представленный в торговой сети.
ТОРГОВЫЙ ДОМ (ДОМ ТОРГОВЛИ)– многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внеэкономическую сферы.
ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕКС – совокупность торговых предприятий. Реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло– и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.
ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР – совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.
ТРАНЗИТНАЯ ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ – форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
ТРАТТА – переводной вексель, письменный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) уплатить определенную сумму денег третьему лицу – держателю векселя (ремитенту).
УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН – предприятие розничной торговли. Реализующее одну группу товаров или ее часть.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МАГАЗИН – предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.
УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДЬЮ – отношение фактической обеспеченности населения торговой площадью к нормативной, выраженное в процентах.
УСЛОВИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.
УСЛУГА ТОРГОВЛИ – результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле–продаже товаров.
УСТАНОВОЧНАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА – часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.
ФИНАНСЫ ТОРГОВО ОРГАНИЗАЦИИ – это система денежных отношений в сфере обращения, посредством которых происходит образование и использование целевых фондов денежных средств..
ФИРМА – 1) Обозначение делового предприятия или организации; 2) Фирма – это партнерство.
ФОБ (СВОБОДЕН НА БОРТУ СУДНА) – в цену реализации включается непосредственно цена самого товара, а также транспортные и другие расходы до момента его доставки и погрузки на борт судна, зафрахтованного покупателем.
ФОРМА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ – организационный прием доведения товаров до покупателей. Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.
ФОРМА ТОВАРОДВИЖЕНИЯ – организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.
ФОРМА ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей. Примером формы торгового обслуживания может быть салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок, индивидуальное обслуживание продавцом–консультантом в магазинах самообслуживания.
ЦЕНА – денежное выражение стоимости товара.
ЦЕНА ДИСКРИМИНАЦИОННАЯ – уровень цен одного и того же товара, устанавливаемый без учёта разницы в уровнях издержек.
ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ – цена, устанавливаемая по договорённости между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции,
ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ – применяется в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно меняться.
ЦЕНА ТВЁРДАЯ – согласовывается при заключении контракта и не подлежит изменению в ходе его выполнения.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ – денежные документы, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти бумаги, и их владельцами и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивиденда или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.
ЧЕК – письменное распоряжение покупателей или заказчиков своим банкам выплатить указанную в чеке сумму предъявителю (лицу, предприятию) или по их приказу другим юридическим или физическим лицам.
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ – часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.
ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА (ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА) – суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации в торговом зале.
ЯРМАРКА – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей–продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли–продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.