Тема 5: «Финансово-экономические основы местного самоуправления»

1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления

2. Муниципальная собственность: понятие, субъекты, объекты, способы формирования. Управление муниципальной собственностью

3. Местный бюджет, классификация доходов и расходов местного бюджета

4. Бюджетный процесс: разработка,утверждение, исполнение местного бюджета. Контроль и отчетность по исполнению местного бюджета

Конституция РФ закрепляет право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, утверждать и исправлять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы. В соответствии с ФЗ№131 экономическую основу составляют, находящиеся в муниципальной собственности имущества, средства бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Как институт муниципальное право, финансово-экономических основ местного самоуправления представляют собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и управлением муниципальной собственности, а также муниципальных образований.

Экономические основы местного самоуправления формируются на основе следующих принципов: 1)принцип самостоятельности в сочетании с принципом единства экономического пространства (муниципального образования, самостоятельно осуществляют права связанные с принадлежностью муниципального имущества и финансовых средств, но в строгом соответствии с гражданским, налоговым и бюджетным законодательством); 2)принцип достаточности ресурсов (предусматривает право муниципального образования на обладание достаточными имущественными и финансовыми средствами для решения вопросов местного значения); 3)принцип использования ресурсов (подведомственным муниципальных образований территории (при определении состава муниципальной собственности и источников формирования местных бюджетов, необходимо использовать ресурсы, находящиеся на территории муниципального образования); 4)принцип инфраструктурной целостности (использование комплексного подхода к вопросу закрепления за муниципальным образованием имущества, исходя из тех задач, которые им решаются); 5)принцип прозрачности и открытости процесса формирования и использования муниципальной собственности (доступность данных по хозяйственной и финансовой деятельности органо местного самоуправления для общественности); 6)принцип содействия органов государственной власти развитию финансово-экономических основ местного самоуправления (органы государственной власти РФ и субъектов РФ обязаны содействовать развитию финансово-экономических основ местного самоуправления).

В соответствии со ст. 215 ГК РФ, имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Субъектами муниципальной собственности являются городские и сельские поселения, городские округа, муниципальные районы.

Собственник в праве по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имуществу любые действия не нарушающие права, других лиц, отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им оставаясь собственником, в пользовании и распоряжением имуществом и обременят его иными способами, кроме того собственник может предать свое имущество в доверительное управление другим лицам, от имени муниципального образования, право собственности реализуют органы местного самоуправления, в соответствии с К РФ, ФЗ и принимаемыми в соответствии с ними нормативно правовые акты органами местного самоуправления. В собственности муниципального образования может находиться только три категории имущества в соответствии с ФЗ №131: 1)имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения; 2)имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случае предусмотренном законами РФ; 3)имущество предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативно правовыми актами представительного органа муниципального образования. В случае возникновения у муниципального образования права собственности на иное имущество, не относящиеся к вышеперечисленным категориям имущества, установленных ст. 50 указанное имущество подлежит перепрофилированию, т.е. изменению целевого назначения имущества либо отчуждению. ФЗ№131 разграничивает имущество на имущество которое может находится в собственности поселений (предназначенное для электро тепло газа водо снабжения населения, водоотведения, снабжение населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселений; автомобильные дороги общего пользования в границах населенного пункта поселения, за исключением мостов и дорог федерального и регионального значения, а также для их обслуживания; жилищный фонд; пассажирский транспорт и другое имущество для обслуживания; имущество для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах поселений; объекты, а также пожарное оборудование; библиотеки; имущество для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации и культуры; объекты культурного наследия; имущество для развития массовой физической культуры и спорта; для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе, для обустройства мест массового пользования; для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; земельные участки для организации ритуальных услуг и естественного захоронения; для официального опубликования, обнародования муниципальными правовыми актами и иной информации; земельные участки отнесенные в соответствии с ФЗ; обособленные водные объекты; леса), муниципальных районов () и городских округов ().

Лекция№6 12.11.12г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: