Нарушение памяти

Вопрос 1. Представление о памяти.

Образы внешнего мира, образовавшиеся в в коре головного мозга связи не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохраниться в течении длительного времени.В тех случаях, когда возникшие связи время от времени подкрепляются, возобновляются, они могут быть действительными на протяжении всей жизни.

Возможность сохранения и последующего оживления временных связей представляет собой необходимую основу психической деятельности.

Вопрос 2. В чём проявляется память?

Память проявляется в узнавании и воспроизведении. Узнавание это та работа памяти, которая связано с восприятием.

Воспроизведение же может происходить и вне процесса восприятия. Я закрываю глаза и воспроизвожу вид своей комнаты или какого нибудь знакомого человека. Я могу рассказать наизусть стихотворение. Пианист может сыграть по памяти пьесу. Всё это разные случаи воспроизведения, т. е. восстановлениея, обнаружения ранее образованных временных связей.

Вопрос 3. Благодаря чему осуществляется узнавание и воспроизведение?

Благодаря ЗАПОМИНАНИЮ и последующему СОХРАНЕНИЮ того, что я воспринял думал или делал.

Вопрос 4. Назовите основные процессы памяти? Какие психические процессы являются условием запоминания и какие процессы результатом запоминания?

Запоминание, сохранение, воспроизведение и узнавание. Запоминание является условием или предпосылкой сохранения в памяти, а воспроизведение или узнавание результатом или обнаружением того, что данный объект сохранился в памяти.

Вопрос 5. Что такое память? Определение памяти.

Память это отражение прошлого опыта, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что мы ранее воспринимали, переживали или делали. Память это фиксация, сохранение, считывание и воспроизведение следа. Механизмы считывания и воспроизведения являются наиболее ранимыми при различных патологических состояниях, и в частности при локальном поражении мозга.

Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Память это сохранение информации о раздражителе, действие которого прекратилось.

Память это информация приобретённая мозгом и управляющая поведением.

Вопрос 5. Как происходит запоминание?

Запоминая какие либо образы, мысли, слова мы всегда запоминаем их в определённой связи друг с другом. Без установления тех или иных связей невозможно ни запоминание, ни узнавание, ни воспроизведение.

Что значит запомнить стихотворение? Это значит запомнить ряд слов в определённой связи, в определённой последовательности. Человек учит не отдельные слова «поэт», «погиб», «неволник» и т. п. Эти слова он и так знает. Он старается запомнить последовательность этих слов, стремится образовать между ними такую связь, чтобы слова «погиб поэт» вызывали в сознании следующие за ними слова «невольник чести». Что значит запомнить чьё либо имя — это значит установить связь между лицом этого человека (или другими признаками характеризующими его) и его именем, так чтобы при виде этого человека сразу вспоминалось его имя.

В основе памяти всегда лежат те или другие связи. Запоминание есть связывание. Запомнить какой нибудь объект значит связать его с какими либо другими объектами.

События жизни проходят через нашу память как через сито. Некоторые задерживаются в её ячейках надолго, другие же только на то время, которое требуется, чтобы через эти ячейки пройти.

Вопрос 6. Как называются связи лежащие в основе запоминания?

Связи лежащие в основе памяти в психологии называют ассоциациями. Если какие либо объекты воспринимаются, представляются или мыслятся друг за другом, то между ними образуется связь и впоследствии восприятие или представление одного из них может вызвать в сознании и другие. Эта закономерность называется законом ассоциации.

Вопрос 7. Физиологические основы памяти.

Вопрос 8. Назовите три уровня памяти.

Психологи выделяют три уровня памяти в зависимости от того как долго на каждом из них может сохраняться информация.

Сенсорная память — это примитивный процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Следы в ней сохраняются очень короткое время — одну четверть секунды. За это время решается вопрос привлечёт ли ретикулярная формация внимание к поступающим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Кратковременная память — если информация, переданная рецепторами, привлекла внимание мозга, она может в течении короткого времени сохраняться, и за это время мозг её обрабатывает и интерпретирует. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы перевести её на длительное хранение. Кратковременная память характеризуется длительностью и емкостью, т. е. способностью одновременно сохранять несколько разнородных элементов информации.

В случае, если информация не вводится повторно или не прокручивается в памяти, то через 20 сек. Она исчезает, не оставляя следов в впамяти. Например, если мы узнали телефонный номер и мысленно не повторяем его несколько раз, то нам придётся искать его снова.

Ёмкость памяти — 5 -7 предметов память может хранить одновременно.

Длительность кратковременой памяти 20 секунд.

Долговременная память. Из тех нескольких элементов, которые задерживаются в кратковременной памяти мозг отбирает то, что он будет хранить долго. Емкость и длительность долговременой памяти в принципе безграничны. Они зависят от важности для человека запоминаемой информации, от способа её кодирования, систематизации и воспроизведения.

Вопрос 9. Для чего нужна память?

Основное предназначение памяти — актуализировать прошлый опыт для выработки решений возникающих проблем. Память осуществляет связь между прошлым состоянием психики, настоящим и будущими действиями и психическими процессами человека.

Если представить, что человек теряет свою память, то это означает, что он теряет и свою личность. Человек не знает кто он такой, где находится, какое сегодня число.

Вопрос 10. Как называется нарушение памяти?

Нарушение памяти называется амнезия. (Мнемозина — богиня памяти, частичка а отрицание).

Бывают ли у вас амнезии — когда слово вертится на языке, а вспомнить сразу не получается. Есть тип амнезии, которой страдают практически все: никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя это время наиболее богато опытом.

Память — это способность припоминать прошлые события и приобретённые знания. Исследования показывают, что память и другие высшие функции достигают своего рассвета в 25 лет.

Память играет большую роль в нашей повседневной жизни и если она нарушается, то это вызывает у нас большую тревогу.

Все мы иногда бываем рассеянными — не можем зафиксировать информацию потому что наши мысли направлены на другие предметы. При рассеянности мы совершенно не способны сосредотачиваться на поступающей информации поэтому не можем её припомнить впоследствии.

Вопрос 11. Что такое феномен деже вью?

Феномен деже вью — уже виденное. Почти у всех нас порой возникает странное ощущение, что мы знаем место в котором оказались впервые. (У меня это было один раз когда я служил в армии и был в Египте). Мы почти уверены, что уже были в этом месте.

Противоположный феномен — когда возникает ощущение, когда хорошо нам знакомое место или ситуация воспринимаются нами так будто мы сталкиваемся с этим впервые. «Я знал, что это мой автомобиль, но мне показалось, что я никогда не видел его раньше».

Вопрос 12. Назовите исходя из определения памяти, какие процессы памяти могут быть нарушены?

Память это запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта. Каждый из названных процессов может быть нарушен отдельно от других или вместе с ними. Большинство больных в психиатрической клинике жалуются на свою память. Расстройства памяти являются частным симптомом при заболевании мозга.

Вопрос Что такое амнезия?

Амнезия это потеря памяти на события. Для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 минут до часа.

Вопрос Что такое агнозия.

Агнозия — это нарушение восприятия. При агнозиях рецепторы не затрагиваются и информация нормально поступает в область мозга, ответственную за её переработку. Однако вследствии нарушения этой области мозга информация не расшифровывается или расшифровывается плохо.

При зрительной агнозии больной видит то или иное лицо или предмет, но не может его распознать. Например, он зрительно не узнаёт вилку, но если его попросить принести эту вещь, он тут же её принесёт так как слуховое восприятие остаётся нормальным.

Напротив, при слуховой агнозии музыкант не будет узнавать мелодию, которую он много раз слышал и играл, но при чтении партитуры он будет её прекрасно узнавать.

Вопрос Что такое апроксии.

Апроксии — нарушения программирования движений. Это невозможность выполнять какие либо движения из — за нарушения мозга. При апроксиях больные порой не могут выполнить такие простые действия как одевание или же теряют способность правильно обращаться с бытовыми предметами. Например, один из таких больных пытался зажечь свечку чиркая ею по спичесной коробке.

Вопрос 13. Случай потери памяти на определёное событие.

История. Муж с женой катались в море на парусной лодке. Внезапно налетел шторм, лодка перевернулась. Меж сумел ухватиться за лодку и остался жив, жена не сумела и погибла. Через пять дней после этих событий, в течении которых были объяснения с полицией и встречи с родственниками жены он был на похоронах своей жены. Это был самый длинный и самый трудный день в его жизни. Большую часть времени ему казалось, что он находится в трансе.

На следующее утро несмотря на все свои старания он не мог припомнить события последних пяти дней. Он помнил шторм и смерть жены, но остальное включая похороны оказалось забытым. Сначала он даже решил, что его ещё ждут беседы с друзьми, родственниками и похороны. Но газеты и телефонный разговор с братом убедили его, что последнии дни выпали из его памяти.

Вопрос 15. Какое ощущение сохраняется у нас благодаря памяти?

Ощущение целостности.

Взаимодействуя с миром мы обычно сохраняем ощущение целостности, осознаём себя нечто большим, чем набор изолированных восприятий чувств и поступков. Каждому из нас присуща индивидуальность — ощущение, что мы не похожи ни на кого другого. Ключом к нашей целостности и индивидуальности является память. Память связывает между собой наше прошлое, настоящее и будущее.

Наши воспоминания о прошлом опыте помогают нам реагировать на текущие события и принимать решения, касающиеся будущего. Благодаря памяти мы узнаём знакомых людей и ведём себя с ними соответствующим образом. Не будь памяти нам каждый раз приходилось начинать всё сначала.

Иногда люди страдают от серьёзных нарушений памяти. Им может оказаться не под силу припомнить информацию, которую они только что узнали или старую информацию, которую они знали когда то. Когда, как было описано в истории с катанием на лодке подобные изменения не вызваны явной физиологической причиной их называют диссоциативными. Когда физиологические причины очевидны, расстройства памяти называют органическими. Некоторые нарушения памяти включают в себя как органические так и диссоциативные элементы.

Вопрос 16. ДИССОЦИАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА.

Люди с диссоциативными расстройствами страдают от серьёзных нарушений памяти не обусловленных какой то явной физиологической причиной.Как правило одна часть памяти диссоциируется или отделяется от другой. Основным симптомом диссоциативной амнезии является неспособность припоминать важные события или информацию, связанные с личной жизнью.

Диссоциативные расстройства личности.

Такие люди часто страдают диссоциативным расстройством личности, при котором у человека присутствуют две или более разные личности, которые не всегда могут припомнить мысли, чувства и поступки друг друга. К настоящему времени выявлено около 40 000 случаев диссоциативного расстройства личности, причём чаще всего почему то жители Северной Америки страдают этим заболеванием. Такие случаи часто показывают в сериалах и в кино, но в реальной жизни эти случай бывают очень редко.

Диссоциативная амнезия.

Люди с ЛОКАЛИЗОВАННОЙ диссоциативной амнезией не способны припомнить важную информацию, обычно неприятного характера, касаюущуся их жизни. Потеря памяти у них намного более обширнее, чем в случае обычной забывчивости, и не вызвана органическими факторами. Очень часто эпизод амнезии следует за каким либо конктретным неприятным событием. Наподобие истории о мужщине у которого утонула жена в море, во время шторма. В этом случае человек забывает только события, происшедшие в течение ограниченного периода времени, который почти всегда начинается с какого — то очень неприятного эпизода. Проснувшись на следующий день после похорон муж не смог припомнить ни одного из событий последних мучительных дней, начавшихся с трагедии на море. Он мог вспомнить всё, что было после похорон, но промежуток в несколько дней начисто исчез из его памяти. Забытый период называется амнестическим эпизодом. Во время амнестического эпизода люди ведут себя неуверенно и иногда начинают блуждать. Например мужу казалось, что он находится в трансе.

Люди с СЕЛЕКТИВНОЙ амнезией, второй по распостранённости формой амнезии, помнят некоторые, но не все события, происходящие в течении, какого — то периода времени.

ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ амнезия, когда человек не помнит не только травмировавший его эпизод, но и другие, более ранние события жизни. В крайних проявлениях — он даже не может вспомнить кто он такой и не узнаёт своих родственников и друзей.

НЕПРЕРЫВНАЯ АМНЕЗИЯ, когда человек не помнит не только прошлое, но и то что с ним непосредственно происходит, забывает текущие события.

Все эти формы диссоциативной амнезии схожи в том, что амнезия затрудняет человеку припоминание событий, имеющих отношение к его личной жизни. Всё остальное они помнят — фамилию президента, писать, читать, управлять автомобилем.

Последствия диссоциативной амнезии зависят от того, что именно забывается. Разумеется, амнестический эпизод в два часа, представляет собой менее серьёзную угрозу, чем продолжительностью в два года.

Вопрос 17. Диссоциативная фуга.

Дисс. Фуга — диссоциативное расстройство — при котором, человек отправляется в незнакомое место и может вообразить себя новой личностью, одновременно забывая своё прошлое. Некоторые люди уезжают на небольшое расстояние от дома. Приступ длится недолго несколько часов или дней и заканчивается внезапно. Однако в некоторых случаях люди уезжают далеко от дома, берут новое имя и завязывают новые отношения. И даже пытаются заняться новой деятельностью. У них могут появиться личностные характеристики, которые ранее не были им свойственны. Часто они становятся более общительными. Диссоциативная фуга случается примерно у 0,2 % населения.

Память людей с диссоциативной фугой восстанавливается полностью или почти полностью. У них не бывает рецидивов. Поскльку фуги обычно кратковременны и носят полностью обратимый характер, они как правило не дают тяжёлых последствий.

Вопрос 18. Расстройство множественной личности.

Диссоциативное расстройство личности (расщепление, раздвоение) — диссоциативное расстройство, при котором у человека формируются две различные личности или более, которые так же называют субличнлостями или альтернативными личностями, каждая из которых обладает уникальным набором характеристик памяти, поведения, мышления и эмоций. В тот или иной момент времени одна из субличностей начинает играть главенствующую роль, направляя всё поведение человека. Обычна одна из этих субличностей ведущая или хозяин обнаруживает себя чаще, чем другие. Переход то одной субличностик другой, часто называемый переключением обычно, происходит внезапно. Переключение обычно происходит во время стрессового события, хотя его можно вызвать и гипнозом.

Большинство клиницистов полагают, что диссоциативное расстройство личности, явление крайне редкое. Большая часть случаев диагностируется в позднем подрастковом возрасте или ранней юности. Но эпизоды как правило начинают появляться в раннем детстве после эпизодов насилия, как правило до пятилетнего возраста. Исследования показывают, что 97% людей, с таким расстройством могли подвергаться физическому, часто сексуальному насилию в ранние годы своей жизни. Женщинам ставят такой диагноз в три раза чаще, чем мужщинам. Случай с девочкой в дальнем горном силении, на которой издевались раз в неделю, начиная с трёх лет. ….

Взаимодействие субличностей.

Характер отношений между субличностями или их взаимного узнавания варьирует от одного случая к другому. Однако как правило различают три вида отношений. При взаимноамнестических отношениях эти субличности ничего не знают друг о друге. Наоборот, в случае взаимной осведомлённости каждая субличность имеет полное представление об остальных. Они могут слышать голоса друг друга и даже вести между собой разговоры. Некоторые находятся в хороших отношениях, тогда как другие не могут терпеть друг друга. Третий случай отношений — односторонне амнестические отношения, когда некоторые субличности осведомлены о существовании других, но эта осведомлённость не взаимна. В таких случаях осведомлённая личность наблюдает за действиями других личностей, но не вступает с ними в контакт.

Исследователи ранее полагали, что при расщеплении личности у человека обычно обнаруживают две или три субличности. Однако современные исследования показывают, что среднее число субличностей намного выше: 15 для женщин и 8 для мужщин. Часто субличности появляются группами, состоящими из 2- 3 человек.

В 60тые годы вышла книга и одноимённый кинофильм «Три лица Евы». В них рассказывалось о реальной женщине у которой было это заболевание. В одной личности уживались три личности: Ева Уайт, Ева Блек и Джейн. Ева Уайт ведущая личность, была тихой и серьёзной. Ева Блек беспечной и озорной, а Джейн отличалась выдержанностью и умом. Согласно книге, эти три субличности в конце концов слились в Эвелин, устойчивою личность, которая действительно объединяла в себе три другие.

Однако книга была неточна: на этом расщепление Евы не закончилось. В автобиаграфии написанной 20 лет спустя она призналась, что всего за её жизнь обнаружили себя 22 субличности, включая 9 появившихся после Эвелин. Обычно они появлялись группами по три человека и, очевидно поэтому авторы книги «Три лица Евы» ничего не знали о её предшествующих или последующих субличностях. Она вылечилась от своей болезни и у неё сформировалась одна устойчивая личность.

Субличности могут различаться по таким базовым показателям как пол возраст, семейное прошлое. Другая реальная женщина Сибил обнаружила в себе 17 личностей. Среди них были взрослые, подросток и малышка, а так же два мужщины. Каждая из субличностей Сибил имела собственное представление о себе и о других субличностях. Часто субличности обладают самыми разными знаниями и способностями. Одна субличность может водить машину, знать иностранный язык, а вторая нет. Почерк их так же может различаться. В добавок каждая субличность имеет свои пристрастия в музыке, в литературе, еде. А так же своих друзей.

Диссциативное расстройство личности это очень редкое заболевание.

Вопрос 19. Методы лечения диссоциативной амнезии и фуги.

Диссоциативная амнезия и фуги могут завершиться сами собой или требовать врачебного вмешательства. Гипнотерапия, психоанализ и медикаментозная терапия. Психоаналитики с помощью метода свободных ассоциаций предлагают пациентам предаваться свободным ассоциациями исследовать своё бессознательное для того чтобы вернуть в своё сознание забытые переживания. Гипнотерапевты погружают пациентов в состояние транса и помогают им вспомнить забытые события.

Вопрос 20. Методы лечения диссоциативного расстройства личности.

В отличии от людей с диссоциативной амнезией и фугой те, кто страдает диссоциативным расстройством личности редко выздоравливает без лечения. Терапевты обычно пытаются помощь своим пациентам полностью осознать своё расстройство, восстановить пробелы в своей памяти и обьединить свои субличности в одну.

Осознание расстройства. Терапевт старается установить связь с ведущей личностью и каждой из субличностей. В целом такие связи установить непросто учитывая недоверие человека к окружающим. Когда связи всё таки удаётся установить, пациент пытается просвятить пациентов в отношении их расстройства и полностью осознать его природу. Некоторые терапевты даже знакомят субличности во время гипноза. На протяжении всего лечения происходит слияние двух или более личностей в одну. Как только удалось объединить субличности необходимо это зафиксировать.

Вопрос 21. ОРГАНИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ.

Определённые нарушения памяти могут быть вызваны явными органическими причинами.В число которых входят черепномозговые травмы, органические заболевания и неправильное применение лекарственных препаратов.

Давайте вспомним как работает память. Различают две системы памяти, которые помогают нам изучать новое и вспоминать старое. Кратковременная или рабочая память, собирает новую информацию. Долговременная память аккумулирует всю информацию, которую мы собрали за многие годы и которая впервые проникла в наше сознание благодаря системе кратковременной памяти. Информацию, которая хранится в долговременной памяти можно разделить на процедурную — усвоенные нами навыки — хотьба, резание ножницами, написание букв, чтение и т. п., и декларативную — имена, даты, события в которых мы принимали участие. Большинство расстройств памяти в гораздо большей степени затрагивают декларативную память, чем процедурную.

Есть средства улучшающие память — натуральные добавки «Топливо для мозга», «Пища для мыслей», самое известное китайское растение гинкго двулопастное.

И есть вещества ухудшающие память — алкоголь, успокоительные и снотворные препараты, антидепресанты, лекарства от гипертонии.

Вопрос 21. Анатомия памяти. Где находится память?

В каком месте в мозгу хранится память? Исследователи пытались выяснить где хранится память в мозгу, но пришли к выводу, что такого хранилища не существует. В настоящий момент они рассматривают память как процесс, лишённый локальной привязки, как деятельность, которая связана с изменениями в клетках всего головного мозга. В исходной точке этого процесса память приводится в действие и начинает функционировать. Время от времени процесс функционирования приводит к ошибкам памяти, но чаще всего он осуществляется очень эффективно.

По видимому определённые участки мозга играют особенно важную роль в долговременной и кратковременной памяти. Для кратковременной памяти наиболее важными являются передние участки лобных долей, примыкающие к лобной кости. Когда люди или животные усваивают новую информацию, активизируются нейроны в их предлобных долях.

Для долговременной памяти наиболее важными являются височные доли, включая гиппокампус и мендаливидное тело, а таже промежуточный мозг, включая таламус и гипоталамус. Эти области повидимому способствуют преобразованию кратковременной памяти в долговременную.

Случаи потери памяти часто связаны с повреждением одного или нескольких этих участков.

Вопрос 22. Расстройства памяти -ретроградная и антероградная амнезии.

Ретроградная амнезия потеря памяти на события, которые происходили до события вызвавшего амнезию. Антероградная амнезия это стойкая неспособность припоминать новую информацию, полученную после такого события.

Как мы уже говорили — люди у которых диссоциативная амнезия обычно страдают от ретроградной амнезии.

При антероградной амнезии информация из кратковременной памяти не может более переноситься в долговременную память — новые знакомые забываются почти мгновенно, за проблемы решённые сегодня приходится браться на следующий день. Люди могут не помнить ничего, что происходило после начала их органического расстройства. При этом он сохраняет все свои вербальные навыки и его интеллект не снижается.

Вопрос 23. Корсаковский синдром.

Это нарушение памяти на текущие события, при относительной сохранности событий прошлого. Этот синдром впервые был описан известным русским психиатром С. С. Корсаковым, при тяжёлых алкогольных интоксикациях.

Если больному предьявить 5 слов, то он запомнит всего 1 или 0.

Впоследствии оказалось, что корсаковский синдром может обнаруживаться и при других пораженияж мозга неалкогольного происхождения. Они не помнят события недавнего прошлого, но помнят те собятия, которые были много лет тому назад. Но не может вспомнить обедал ли он сегодня, беседовал ли он с врачом, даже имя врача сразу забывает и в беседе называет его разными именами. Если подробно его распрашивать навещали ли его родственники сегодня, он может ответить: «Я не помню, но у меня в кармане папиросы, значит жена приходила». По нескольку раз здоровываются и задают один и тот же вопрос, производят впечатление назойливых людей.

Эксперименты показывают, что они всё помнят, что с ними было — всё остаётся в долговременной памяти, но они не могут это воспроизвести. Если несколько раз здороваться с таким больным и при этом незаметно для больного колоть его при рукопожатии спрятанной иглой, то через два три раза, руку они не подают, но всё равно здоровываются как будто бы впервые видят.

Похожие эксперименты с зеленой лампочкой. Больной должен был несколько раз нажимать на кнопку, когда загоралась зелёная лампочка. На следующий день больной введённый в кабинет не только не помнил, что он вчера делал, но и вообще отрицал сам факт того, что вчера был в этом кабинете, не узнавал эксперементатора, однако когда загоралась зелёная лампочка он нажимал на кнопку и не производил этого действия, когда загоралась лампочка другого света. Спрошенный почему он это делает больной удивлённо пожимал плечами «Не знаю». Это говорит о том, что процесс усвоения у него не был нарушен. То есть имеет место затруднение процесса воспроизведения, а не слабость образования следов. Больной запоминает, но не может воспроизвести.

Вопрос 23. Что такое конфабуляция?

При корсаковском синдроме, больные не только постоянно забывают только что почерпнутую информацию, хотя общие знания и интеллектуальные способности остаются неизменными. Так же они дезориентированы — не могут правильно определить место и время происходящих событий, помрачение сознания и сильная склонность к конфабуляции — заполняют пробелы в памяти выдуманными событиями «Ходил сегодня утром в берёзовую рощу», во время беседы с врачом сразу забывает его имя и всё время называт разными именами. Этот синдром развивается приблизительно у пяти процентов с хроническим алкоголизмом. Непомерное употребление алкоголя и неправильное питание вызывает недостаток витамина В (тиамина), что приводит к повреждению отдельных участков промежуточного мозга. У них утрачивается главным образом способность к декларативной памяти.

Вопрос 24. Потеря памяти из — за черепно — мозговых травм.

Расстройства памяти могут быть вызваны как черепно — мозговыми травмами, так и нейро — хирургическими операциями на головном мозге. В 1953 году больному у которого была эпилепсия, расстройство которое вызывало судороги, врачи удалили часть височных долей вместе с гиппокампусом. В то время не была известна роль, которую он играет в формировании памяти. С тех пор он не способен узнавать тех, с кем впервые встретился после операции.

Вопрос 25. ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ АМНЕЗИЯ.

Одно из наиболее тяжёлых расстройств памяти. Она распостраняется не только на текущие события, но и на прошедшии. Больные не помнят прошлого путают его с настоящим, подобные нарушения памяти часто случаются в познем возрасте и называются деменциями. В их основе лежат нарушения в коре головного мозга.

Вопрос 26. Деменция.

Сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Больной живёт не в настоящей реальной ситуации, а в обрывках ситуаций из далёкого прошлого.

Это стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и затруднение или невозможность приобретения новых. Это распад психической деятельности. Это распад психической деятельности происходящий вследствии поражения головного мозга или старости - «Старческий маразм». До 60 лет у 1% встречаются, через каждые 5 лет количество больных деменцией удваивается. Нарушается кратковременная и долговременная память плюс неспособность строить планы, нарушается абстрактное мышление и происходят личностные изменения. Деменция может быть лёгкой, средней и тяжёлой. Обычно начавшись постепенно начинает прогрессировать.

Вопрос 27. Что такое демениции?

Деминиции — органические синдромы, характеризующиеся серьёзным расстройством памяти и по крайней мере ещё одной когнитивной функции. У человека средних лет с годами учащаются проблемы с памятью и ослабевает внимание — это трудности, которые могут стать регулярными к 70 годам. Однако иногда у человека наблюдаются такие изменения памяти и других когнитивных функций, которые носят обширный и избыточный характер.

Демениции бывают даже у старых собак — неспособны узнавать знакомых людей, реагировать на приказы хозяев и находить свой дом.

Вопрос 28. Нарушение динамики мнестической деятельности.

Корсаковский синдром и прогрессивная амнезия носят стабильный характер. Но в других случаях память психически больных может быть нарушена со стороны её динамики. Больные в течении какого — то времени хорошо помнят и воспроизводят материал, однако спустя некоторое время не могут этого сделать. В этих случаях нельзя говорить, что память снижена или память является адекватной. В этом случае нарушение динамики памяти. Подобные нарушения встречаются у больных сосудистыми заболеваниями мозга, у тех кто перенёс травму головного мозга.

Если больные делают заметки на память, то память улучшается. Слабость такой памяти является следствием слабости работоспособности человека в целом.

Вопрос 30. Нарушение опосредованной памяти.

Метод пиктограмм разработан А. Р. Лурия состоит в следующем. Испытуемый должен запомнить 14 слов, для лучшего запоминания он должен придумать и нарисовать на бумаге что — либо такое, что в дальнейшем помогло бы воспроизвести предложенные слова.

Здоровые испытуемые легко выполняли задание. У душевнобольных это задание вызывало большие трудности. Например больные эпилепсией при необходимости найти рисунок для запоминание слова развитие говорили: «Какое развитие? Оно бывает разное: и развитие мускулов и умственное развитие. Какое же вы хотите?». Также этот больной затруднялся придумать рисунок к слову «разлука». «По разному можно разлучаться. Можно с любимой, или сын уходит на войну или просто друзья расстаются. Не понимаю, что на рисовать».

Некоторые больные пытаются почти фотографически отобразить в рисунке жизненную ситуацию. Чтобы запомнить словосочетание «Весёлый праздник» больной рисует пляшущих людей, накрытый стол. В результате больные хуже запоминают слова, когда используют опосредование.

Опосредованное запоминание у больных людей хуже работает, чем непосредственное запоминание. А у здоровых наоборот опосредованное запоминание работает лучше, чем непосредственое.

Вопрос 31. Кажущиеся нарушения памяти.

Самые разнообразные психические проблемы могут маскироваться под нарушения памяти. У больного нарушено внимание, воля или эмоции, о он думает, что нарушена память. Бывает так, что жалуются на нарушения памяти, а эксперименты этого не подтверждают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: