Компании часто расходуют ресурсы или несут обязательства при покупке, создании, использовании или развитии таких нематериальных активов, как:
q научные или технические знания;
q разработка и внедрение новых процессов или систем;
q лицензии;
q интеллектуальная собственность;
q знания рынка; и
q торговые марки (включая фирменные наименования).
Типичными примерами статей, охватываемых вышеуказанными категориями, являются:
q программное обеспечение;
q патенты;
q авторские права;
q кинофильмы;
q списки клиентов;
q права на обслуживание ипотечного кредита;
q лицензии;
q импортные квоты;
q франшизы;
q отношения с клиентами или поставщиками,
q доля рынка; и
q права на продажу.
Объекты, не отвечающие определению нематериального актива (идентифицируемость, контроль, будущие экономические выгоды), должны признаваться в качестве расхода по мере их возникновения.
Однако, если объект возникает при объединении компаний, с соответствующей ему долей в стоимости покупки, он включается в гудвилл.
Идентифицируемость
Определение нематериального актива требует, чтобы актив был идентифицируемым (т.е. представлял отдельный учетный объект), с тем, чтобы его можно было отличить от гудвилла.
Гудвилл, возникающий при объединении компаний, - это уплачиваемая покупателем сумма сверх рыночной стоимости покупки, в ожидании будущих экономических выгод. Будущие экономические выгоды могут возникнуть в результате эффекта синергии приобретенных идентифицируемых нематериальных активов или активов, которые по отдельности не подлежат признанию в финансовой отчетности, но которые являются частью стоимости покупки.
Актив является нематериальным, если:
(i) его можно отделить от компании и продать, передать, получить на него лицензию, сдать в аренду или обменять, либо отдельно, либо вместе со связанным с ним договором, активом или обязательством; или
(ii) он возникает из договорных или других юридических прав, независимо от того, можно ли его отделить от компании или от других прав и обязательств и передать другой компании.