Особенности зрительного восприятия и их учет при подготовке макетов рекламных сообщений и разработке элементов фирменного стиля
(Лекция по дисциплине «Разработка и технология произсодства рекламного продукта»)
План
1. Важность учета основных характеристик восприятия при создании креативных рекламных разработок (5 мин).
2. Последовательность и избирательность восприятия. (10 мин.)
3. Реакция на движение (10 мин).
4. Целостность восприятия. Запоминаемость (10 мин.).
5. Константность (10 мин.).
6. Соотносительность и предметность (10 мин.).
7. Проявления иллюзорности (15 мин.).
8.Ассоциативность и образность зрительного восприятия (10 мин.).
Важность учета основных характеристик восприятия при создании креативных рекламных разработок
Успех любой рекламной разработки как нового, творчески созданного единства текста и изображения – или изображения и текста, в зависимости от того, чему в креативе принадлежит главная роль – определяется тем, как будет воспринята сделанная работа. Воспринята самим автором и его коллегами, руководством рекламного предприятия, экспертами в ходе тестирования (в фокус-группах), заказчиком и, наконец аудиторией, на которую реклама рассчитана. Это означает, что при создании любого рекламного продукта надо рассчитывать и ориентироваться не только и не столько на собственные творческие замыслы и решения, не только на субъективное понимание того, каким должен быть творческий результат, но и на общие законы зрительного восприятия.
|
|
Восприятием называется процесс, в ходе которого происходит:
– отражение человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств;
– создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения.
Обратим внимание на следующие моменты. Во-первых, восприятие – процесс, имеющий две связанные между собой стороны: во-первых, отражение в сознании внешних предметов и явлений, и во-вторых – «встречную» деятельность сознания, в ходе которой создается некий образ. Последнее означает, что эффективное и полноценное восприятие всегда должно быть активным, и это необходимо учитывать в рекламной и любой другой коммуникации. Во-вторых, вспомним, что восприятие является одним из этапов воздействия рекламы (да и любой прагматически ориентированной информации) на людей и занимает первое место в цепочке «восприятие – запоминание – вовлечение». Следовательно, если эффективного восприятия объекта не произойдет, то снизится или даже будет равна нулю эффективность всего этого трехзвенного процесса.
|
|
Сейчас мы делаем акцент на зрительном восприятии потому, что оно обеспечивает человеку до 90 % всей получаемой информации. Вот главные причины, по которым зрительная информация так важна.
– зрительные образы по большей части (хотя далеко не все) «интернациональны», они позволяют преодолевать языковой барьер;
– зрительная информация более выразительна, сильнее привлекает внимание, поэтому она легче и быстрее воспринимается;
– зрительная информация лучше запоминается, чем любая другая – нередко даже словесная информация откладывается в памяти в виде визуальных образов (с помощью иллюстраций учат иностранные слова, а в начальной школе – и слова родного языка).
Поскольку органы чувств людей устроены примерно одинаково, есть некоторые объективные закономерности зрительного восприятия. Рассмотрим основные из них и определим, почему они важны при создании рекламного продукта и конкретно – при подготовке макетов печатной рекламы и разработке таких важных элементов фирменного стиля, как изобразительные товарные знаки.