3. 1. Научно-организационные и методические основы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта (6 часов)
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность коррекционно-воспитательной работы. Концепция динамического понимания умственной отсталости.
2. Развитие личности с позиций единства биологических и социальных факторов. Критика «теории потолка». Определяющая роль обучения и воспитания в процессе коррекции.
3. Основные направления и средства коррекционной работы с детьми разного возраста, имеющими нарушения интеллекта. Коррекционные системы и концепции.
4. Естественнонаучные основы коррекционной работы. Взаимосвязь коррекции и компенсации. Система Л. С. Выготского: два уровня развития ребенка, коррекция и компенсация, податливость коррекционному воздействию вторичных осложнений, пути коррекции личности, системное взаимоотношение между интеллектом и аффектом.
5. Г. М. Дульнев о коррекционном влиянии обучения на развитие. Исследования отечественных ученых по проблемам коррекции. Дифференциация учебных требований.
6. Развитие содержательного, операционального и мотивационного компонентов интеллектуальной деятельности. Расширение и активизация положительных социальных контактов. Комплексное решение коррекционных задач в системе лечебной, оздоровительной и педагогической работы. Коррекционные технологии: разнообразие в направленности и организации.