Цель: исследование последовательности действий при решении проблем.
Методика: тренер после выполнения предыдущего упражнения инициирует обсуждение, в ходе которого члены группы отвечают на вопрос «Как мы помогаем клиентам решать проблемы?» и просит участников постараться определить конкретный способ решения проблем. Тренер может предложить технику поэтапного решения проблем, представляющую собой определенную последовательность действий консультанта и клиента. Если участникам не удается самостоятельно разработать последовательность действий для решения проблем, то им предлагается прилагаемый к данному упражнению алгоритм. Затем проводится общегрупповое обсуждение доводов «за» и «против» использования подобной последовательности действий в ситуациях повседневного консультирования.
Последовательность действий при решении проблем
I этап | Прояснение проблемы. Консультант и клиент обсуждают проблему до тех пор, пока ее суть не станет ясной для обоих. |
II этап | Придумывание возможных решений. Консультант и клиент проводят «мозговой штурм», определяя все возможные решения. |
III этап | Выбор решения. Клиент определяет, какое из решений является для него наиболее предпочтительным. |
IV этап | Практика. Клиент пытается решить проблему с помощью выбранной стратегии. |
V этап | Оценка. Клиент и консультант оценивают эффективность использованной стратегии. Если выбранная стратегия не была эффективной, они возвращаются к I и II этапам, переформулируют проблему и придумывают новые решения. |