Вопросы к зачету по эконом. теории для студентов АХ

1.Возникновение и этапы развития эконом. теории.

2.Производительные силы и производственные отношения.

3.Методы и функции экономической науки.

4.Сущность, виды и цели общественного производства.

5.Блага, ресурсы и факторы производства. Проблема экономического выбора.

6.Результаты и эффективность производства.

7.Формы организации производства.

8.Товар. Закон стоимости.

9. Деньги.

10.Собственность как экономическая категория.

11.Правовые аспекты собственности.

12.Рынок:сущность и виды.

13.Спрос, предложение, эластичность.

14.Особенности факторных рынков. Рынок новых технологий.

15.Рынок средств производства.

16.Рынок труда.

17.Рынок капитала.

18.Сущность, виды и организационно-правовые формы предприятий.

19. Издержки и доходы предприятия.

20.Цены и ценовая политика.

21. Инфляция и антиинфляционная политика.

11.Правовые аспекты собственности.

По учебнику:

Посредством законодательства устанавливаются и защищаются государством и его правовыми структурами основные правовые нормы (законы), подзаконные акты, постановления, которые регламентируют отношения между людьми в экономической и других сферах общественной деятельности. Характер всей системы правовых отношений определяется в обществе основным законом государства – его конституцией. В законодательных актах определяются субъекты и объекты правовых отношений. Так, субъектами права собственности в РФ являются: а) граждане (физические лица); б) организации, предприятия, учреждения (юридические лица); в) государственные и муниципальные образования. К объектам гражданских прав собственности относятся: а) недвижимое имущество (земля, ее недра, леса, вода, здания, сооружения и другие средства производства); б) движимые вещи (деньги, ценные бумаги, транспортные средства в личной собственности) и т.п. В общем виде право собственности проявляется в трех своих аспектах: 1. Владение – физическое обладание вещью на правовой законодательной основе. 2. Пользование – как право производительно или лично потреблять вещь для удовлетворения собственных потребностей, а также право передавать ее в аренду во временное пользование другим субъектам. 3. Распоряжение – право изменять принадлежность путем сделки, купли-продажи, обмена, дарения. Рассмотрение правовых аспектов собственности показывает, что через конкретные формы правовых отношений в обществе устанавливаются объективные изменения экономического содержания собственности (ее типов и форм)..

По сайту:

Собственность есть прежде всего не вещь, а отношение - отношение между людьми по поводу вещи. Именно отношение между людьми по поводу вещи, а не отношение данного конкретного человека к данной конкретной вещи.
С юридической стороны, собственность - это отношения собственников, субъектов собственности к ее объектам. Они детально определены частным правом, по которому юридические правомочия собственника - право по своему усмотрению владеть (фактически обладать), пользоваться (извлекать полезные для себя свойства) и распоряжаться (определять юридическую судьбу блага, например, продавать, обменивать, дарить, передавать по наследству, отдавать в залог, аренду) имуществом.
Поскольку основными субъектами выступают гражданин и государство, то основные правовые формы собственности - частная и государственная. В юридическом смысле любая негосударственная форма собственности - частная. В соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом в нашей стране признаются следующие юридические формы собственности: частная, государственная (федеральная и субъектов федерации), муниципальная и иные формы собственности.

Правовой аспект собственности рассматривается через своеобразный «пучок прав», который состоит из одиннадцати элементов (каждый из этих элементов сегодня прописан в законодательстве):

- право владения - право исключительного физического контроля над благом;

- право пользования - право извлечения, применения полезных свойств блага (ресурсов, имущества, продуктов) для себя;

- право управления - право решать: кто и как будет обеспечивать использование блага;

- право на доход - право обладать результатами от использования блага;

- право суверена - право на отчуждение блага в виде продажи, потребления или уничтожения;

- право на безопасность - право на защиту блага от экспроприации (безвозмездное его отчуждение) со стороны другого лица, а также право на защиту от вреда, который может быть нанесен благу со стороны внешней среды;

- право на передачу благ в наследство;

- право на бессрочность обладания благом;

- запрет на использование блага способом, наносящим вред окружающей среде;

- право на ответственность в виде взыскания, то есть возможность взыскания блага в уплату долга;

- право на остаточный характер, то есть на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

12.Рынок:сущность и виды.

Рынок – это механизм, система отношений, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. При этом рынки принимают самые разнообразные формы: от простых, обычных рынков (мелкое производство) до высокоразвитых (мировые фондовые биржи), где покупатели и продавцы устанавливают контакты друг с другом. Именно такие рынки можно отнести к чисто конкурентным (биржа иностранных валют, фондовая биржа), где равновесная цена устанавливается посредством согласованных решений покупателей и продавцов.

Для возникновения рынка необходимы определенные условия: 1. Общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда. 2. Специализация – форма общественного разделения труда как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса (лесхозы, деревообрабатывающие комбинаты, мебельные фабрики; автомобильные, тракторные заводы, завод шарикоподшипников).

В зависимости от объектов выделяют различные виды рынков: 1) рынок потребительских товаров, 2) рынок средств производства, 3) рынок услуг, 4) рынок рабочей силы (рынок труда), 5) рынок капиталов, 6) рынок научных и конструкторских разработок, 7) рынок валют.

13.Спрос, предложение, эластичность.

Спрос является основополагающей категорией рыночного механизма, поэтому не только потребители, но и предприятия производители и государство стремятся расширить спрос на товары. Спрос зависит от потребностей, которые имеют физические и юридические лица и от размера доходов, определяющих возможности потребителей. В реальной действительности спрос зависит от множества факторов: ценовых и неценовых. К ценовым факторам относятся: цена данного товара, цены товаров - заменителей, цены товаров - дополнителей. К неценовым факторам относятся: текущие доходы и сбережения потребителей, вкусы и предпочтения потребителей, инфляционное ожидание и прогнозы покупателей, общее число покупателей. На предложение, как и на спрос, также влияет ряд факторов: - уровень цен - низкая цена не стимулирует производство; - технология производства - более совершенная технология снижает издержки производства и выпуск продукции увеличивается; - цены на экономические ресурсы - снижение цен на ресурсы ведет к увеличению предложения товара; - количество товаропроизводителей; - налоги и субсидии; - степень развитости инфраструктуры. При изучении рыночной конъюнктуры необходимо определить степень изменения спроса и предложения на товары и услуги при изменении тех или иных факторов. Степень изменения спроса и предложения под влиянием какого- либо фактора в экономической науке получила название эластичности. Важнейшим фактором, влияющим на изменение спроса и предложения, является цена. Для измерения взаимосвязи между ценой и спросом, а так же между ценой и предложением существуют понятия: эластичность спроса по цене, эластичность предложения по цене. Эластичность спроса по цене – это степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цены. Мерой эластичности служит ее коэффициент Е = % изм. Q/% изм. Р, где Q - объем спроса, Р - цена. Объем спроса и величина цены, как правило, движутся в противоположном направлении, поэтому отношение спроса к цене всегда отрицательно. В экономических расчетах коэффициент эластичности определяется в абсолютном выражении. Различают следующие виды эластичности спроса по цене: 1. Единичная эластичность, при которой Е=1, т.е. в данном случае на каждый процент изменения цены количество спроса тоже изменяется на 1 % (мясо). При этой эластичности снижение цен приводит к пропорциональному росту объема продажи и выручка от реализации товаров не изменяется. 2. Эластичный спрос, при котором Е>1. В этом случае спрос изменяется в большей степени, чем цена (автомобили). При эластичном спросе денежная выручка будет возрастать даже при снижении цены на единицу продукции, т.к. значительно увеличится объем реализованной продукции. 3. Неэластичный спрос, при котором Е меньше 1. В этом случае спрос изменяется в меньшей степени, чем цена (картофель, хлеб, сахар, соль, сигареты). На некоторые виды товаров спрос вообще может не измениться при любом изменении цены. Это вариант совершенно неэластичного спроса, при котором Е=0 (инсулин). При неэластичном и совершенно неэластичном спросе денежная выручка увеличивается пропорционально росту цен без соответствующего увеличения реализации товаров.

14.Особенности факторных рынков. Рынок новых технологий.

На факторных рынках продаются и покупаются товары, которые впоследствии используются в процессе производства. На них действуют те же законы, что и на товарных рынках. Но наряду с этим, они имеют и специфические особенности, среди которых можно выделить следующие:

1. Спрос на любые факторы производства носит вторичный, производный характер от спроса, формирующегося на рынках конечных потребительских благ.

2. Продавцов и покупателей на факторных рынках всегда меньше, чем на обычных товарных рынках. Спрос на факторы производства предъявляет сравнительно узкая группа людей – предпринимателей. Они изучают рынки факторов производства с целью обнаружить перспективные, но еще не подорожавшие ресурсы, пригодные для будущего выпуска.

3. Рынки факторов производства сообщают предпринимателям информацию о ценах, технико-экономических характеристиках существующих товаров, уровне издержек производства на их выпуск и т.д.

4. На этих рынках спрос более эластичен на те факторы производства, которые при прочих равных условиях имеют более низкую цену. Это позволяет осуществлять взаимное замещение, вытеснять дорогостоящие ресурсы, снижать издержки производства. Высокие цены побуждают к предпочтению альтернативных факторов, имеющих более низкую цену.

5. Факторы производства носят ограниченный характер. Это предопределяет то обстоятельство, что предложение факторов производства не всегда обеспечивает спрос на них.

Существуют следующие виды факторных рынков: 1) рынок средств производства; 2) рынок новых технологий; 3) рынок рабочей силы (рынок труда); 4) рынок капиталов.

Рынок новых технологий. Развитие производства необходимо осуществлять на базе научно- технического прогресса. К сожалению, в нашей стране в годы реформ произошла деградация производства средств производства. Для крупномасштабной технологической модернизации народного хозяйства стране остро необходимы машинные средства производства новейшего уклада, способные составить базис экономики высоких, цифровых технологий. Новые технологии разрабатываются на базе научных открытий и технических изобретений. Научные открытия и изобретения юридически закрепляются патентами. Патент – это документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительные права на это изобретение. Исключительное право патентообладателя заключается в предоставлении ему монопольного права на применение изобретения. Патент – дорогостоящий товар, не каждое предприятие может купить его. Поэтому, как правило, предприятие покупает лицензию – разрешение на использование другим лицам или организациям изобретения, защищенного патентом, а также технических знаний, опыта, секретов производства, торговой марки и др. Предоставление лицензии является коммерческой сделкой. Рынок новых технологий предполагает высокую степень экспертизы при покупке патентов и лицензий. На этом рынке могут работать высококвалифицированные специалисты. Рыночная цена здесь зависит от того, насколько данное изобретение может повысить эффективность производства. Решение проблемы сохранения и развития научно-технического потенциала должно стать первостепенной государственной задачей. Данный рынок в нашей стране необходимо развивать и совершенствовать. Доля страны на мировом рынке наукоемких и технологически сложных товаров очень мала. Наукоемкая продукция в общем экспорте составляет около 2 %. Вместе с тем Россия сохраняет передовые позиции в научно-технических разработках, связанных с освоением и использованием космического пространства. В сфере космических технологий ряд предприятий и объединений вышли на мировые рынки, участвуют в альянсах с крупнейшими производителями из западных стран. Хотя наше присутствие на этих рынках в целом незначительно, для самих предприятий (РКК «Энергия», НПО «Энергомаш») загрузка внешними заказами во многих случаях составляет до 50 % объема производства.

15.Рынок средств производства.

На этом рынке осуществляется купля – продажа средств труда и предметов труда. Характерной особенностью этого рынка является то, что средства производства продаются, как правило, по оптовым ценам. Поскольку средства производства разнообразны, выделяют несколько видов рынка средств производства.

1. Рынок прямых хозяйственных связей. Данная форма оптовой торговли предполагает прямые связи между предприятием-продавцом и покупателем, осуществляемые в договорной форме.

2. Товарная биржа. Тварная биржа концентрирует оптовый оборот по массовым, главным образом сырьевым товарам (цветные металлы, хлопок, зерно, сахар и др.). Характерной особенностью этого рынка является то, что товары здесь продаются по образцам или стандартам, содержащим перечень необходимых признаков (качество, сортность).

3. Лизинг – это особый вид рынка средств производства. Обычно лизинг трактуется как долгосрочная аренда машин и оборудования. В настоящее время по лизингу можно получить самые разнообразные факторы производства. В лизинговой операции, как правило, участвуют три стороны: поставщик – продавец, лизинговая фирма (арендодатель) и потребитель – получатель (арендатор). Лизинговый контракт заключается на определенный срок. По машинам и оборудованию длительность лизингового контракта, как правило, 3 – 5 лет. В лизинговом контракте указывается арендная ставка, которая рассчитывается в каждом отдельном случае. Размер лизинговых взносов может быть зафиксирован на весь срок действия контракта или взносы могут устанавливаться на гибкой основе (зависят от величины банковского процента). При окончании лизинговой сделки арендатор может выбрать одно из трех возможных решений: 1) возвратить за свой счет лизинговой фирме оборудование в исправном состоянии; 2) возобновить лизинговый контракт при более низких ставках платежей; 3) приобрести машины и оборудование в собственность, заплатив лизинговой фирме выкуп, сумма которого определяется по договору между арендодателем и арендатором.

В некоторых отраслях экономики (сельское и лесное хозяйство) основным средством производства является земля. Независимо от того, в какой собственности находится земля – частной, государственной или муниципальной - распоряжаться земельным участком собственник может в пределах, установленных законом. Согласно российским законам земельный участок можно продать, подарить, отдать в залог, сдать в аренду. Сделки с землей совершаются на земельном рынке, который представляет собой систему отношений по поводу образования, распределения и использования земельных участков и является важным структурным элементом оборота земель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: