Личность и психологические воззрения Сократа. Сократическая беседа

Сократ (469-399 гг. до н.э.) поставил в центр философии нравственную проблему человеческого поведения. Сократический метод приобретения и передачи знаний в форме диалога (повивальное искусство Сократа) получил применении в современной практической психологии.

Сократ был какое-то время учеником софистов, но затем выступил с их резкой критикой. Он утверждал, что есть общезначимое знание, обязательное для всех. Оно не является делом субъективного взгляда. Это знание касается нравственно-этических проблем. Что такое добро, зло, справедливость, несправедливость, ложь, правда, красота. Все люди в обществе должны этим общезначимым принципам следовать в качестве руководящих начал. Как эти истины получить и сделать достоянием каждого отдельного ума? Сократ разработал учение, в основе которого лежит положение, согласно которому в готовом виде истины нельзя передать ученику. Знание вырабатывается каждым человеком самостоятельно, но под влиянием учителя в процессе сократической беседы.

Сократ совершил поворот в учении о душе. В диалоге «Федон» есть фрагмент, где обсуждается вопрос, почему Сократ сидит в тюрьме и не бежит. Сократ сидит здесь не потому что тело его привязывает к этому месту, а потому что принял за обязательное решение афинян. Душа действует не путём толчка, а с помощью долга и мысли.

В учении о душе Сократ впервые указал на разграничение между телом и душой и провозгласил нематериальность и невещественность души. Он определил душу отрицательно – как нечто, отличное от тела. Душа невидима, в отличие от видимого тела. Она – разум, который является божественным началом. Душа бессмертна.

Сократ обратил внимание на значимость рефлексии. В процессе беседы с Сократом сначала человеку кажется, что вопрос очень прост. Когда диалог начинает разворачиваться, человек убеждается, что он очень мало знает о том, о чём берётся рассуждать.

По С.П. Сенющенкову

Считается, что майевтика – метод Сократа. Однако некоторые зарубежные учёные и преподаватель семинарских занятий считают, что это достижение Платона. Метод майевтики опирается на концепцию врождённого знания, которой не было у Сократа, а была у Платона.

В мировой философии принята следующая точка зрения. Основной источник сведений о Сократе – Платон. Другие источники менее достоверны (например, Ксенфонту сложно верить, т.к. он не был философом; Аристофан также писал о Сократе).

В диалоге «Законы» Сократа нет. В остальных везде выступает Сократ. Исследование диалогов Платона сделать вывод о том, что там выделяется два Сократа, который между собой принципиально расходятся по многим вопросам. Первый Сократ действует в ранних диалогах Платона (1 том собрания сочинений, например «Апология Сократа», «Горгий», «Протагор»). Второй Сократ действует в поздних диалогах Платона (Федон, Федр, Государство, Теэтет, Тимей).

В ранних диалогах Сократ практически не высказывает никаких идей. Там описываются просто обсуждения, где ответ заранее не известен, собеседники вместе его ищут. Сократ использует логические приёмы. В поздних диалогах Сократ догматически излагает свои идеи. В ранних диалогах нет понятия идеи, нет ничего о бессмертии души и о припоминании идей.

Считается, что в ранних диалогах изложено мнение Сократа, а в поздних – Платона. Переходным диалогом является диалог «Минон». Там в начале говорит Сократ №1, а затем Сократ №2.

Все диалоги написаны после смерти Сократа. Первый диалог – «Апология Сократа», где описывается его смерть.

В диалогах Федон и Критон предлагаются разные обоснования неизбежности принятия смерти Сократом.

В апологии Сократа говорится о том, что неизвестно, является ли душа бессмертной. Поэтому можно говорить о том, что Сократ не был уверен в бессмертии души. А постулировал бессмертие души Платон.

Платон признаёт влияние страстей на поведение. Сократ же говорит о том, что всё поведение определяется разумом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: