Декарт: психофизическая проблема, учение о душе, учение о теле, психофизиология страстей души

Декарт первый дал критерий психического процесса – сознания.

В XVII веке психика начинается рассматриваться как внутренний мир человека, открываемый ему в процессе самонаблюдения. Такое выделение предмета науки стало возможным благодаря возникновению метода. Это общая закономерность – возникновение нового метода порождает возможность выделение нового предмета исследования.

В XVII веке сложились эмпиризм и рационализм.

Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк – внесли основной вклад в становление эмпирической традиции.

Опыт является единственным источником всякого знания. Ничего врождённого нет, всё складывается прижизненно.

Особенностью опыта является его незаконченность. Поэтому Декарт считал, что следует полагаться на разум. Результаты работы разума уже надо подвергать эмпирической проверке. То есть опыт играет вторичную роль. Декарт считается основателем рационалистического направления в психологии. Крупные представители рационализма – Спиноза, Лейбниц.

По мнению Декарта, единственным атрибутом материального является протяжённость. Движения животного только кажутся целесообразными, на самом деле они происходят по механизму тела. Декарт опирался на схему кровообращения Гарвея. У Декарта в его схему входили только мышцы, суставы, нервы. Нервы рассматривались как полые трубочки, в которых двигаются «животные духи» – мельчайшие частицы, вырабатываемые в крови. Они переносят возбуждение от чувствующего органа в мозг и от мозга к двигательному органу. Декарт исключил из естественных наук психологии, но включил в круг естественных наук поведение животных.

Учения о страстях души. Декарт поставил следующую задача: если мы выделили две реальности (материальную и идеальную), то мы должны изучать их разными методами. У каждой из этих реальностей есть свои собственные проявления.

Однако душа не существует отдельно от тела. Душа помещается в теле таким образом, что она не просто существует с телом, а чувствует всё, что происходит с телом.

Страсти в широком смысле слова – это все те процессы, которые душа испытывает вместе с телом из-за внешних воздействий. Страсти в узком смысле слова: 6 первичных страстей и многообразие сложных страстей, образующихся на их основе.

Рационалистическая теория страстей

Страсти – это продукт тела и души. Поэтому страсти – это телесно-духовное состояние, характеризующееся двойственностью.

С одной стороны, в ответ на внешние воздействия, возникает мощная телесная реакция. Это телесный компонент страсти. С другой стороны, под влиянием внешних воздействий происходит также осмысление происходящего. Это мыслительный компонент страсти.

Воля – это особый духовный акт. Воля сильнее разума, она всемогуща. С помощью воли можно отделить одну мысль от телесных волнений и соединить эти волнения с другой мыслью. Волнения мы не можем отменить, а в мыслях мы хозяева, потому что у нас есть воля.

Рене Декарт (1596-1650) осуществил отождествление психического с сознательным в своём учении о душе.

Построение учения о природе на началах механики. Идея рефлекса как механизма движений тела. Автоматизм животных. Психофизиология страстей и её значение для решения психофизической проблемы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: