Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер)

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – основатель «философии жизни». Основной труд: «Описательная психология». Все науки о духе должны базироваться на психологии. Психология – основание наук о духе, как математика основание естествознания. Давал отрицательную оценку естественно-научной ориентации психологии (объясительной психологии). Свою психологии называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание – объяснению, а расчленение – конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип описательной психологии.

Центральное понятие – переживание, выступающее в виде внутренней связи, неотделимой от её воплощения в духовном продукте. Т.о., соотносятся индивидуальное сознание и мир социально-исторических ценностей.

Герменевтика – учение об истолковании – средство воссоздания неповторимых культурных миров прошлого – связующее звено между культурой, человеком и отдельными науками: философия, история, психология.

Предмет: развитой человек и полнота готовой душевной жизни, описанная во всей ее целостности.

Метод: постижение, понимание. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их.

Отличие от интроспекции: открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного (интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного).

Структура сознания. Каждое состояние сознания включает в себя: интеллектуальную часть (содержание), побуждение и чувство (нравится/не нравится), волевой компонент как намерение, которое направляет каждый мыслительный процесс. Таким образом, жизненная ценность не есть нечто объективное — это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения.

Постижение ценностей и созидание новых ценностей – сущность душевной жизни и психического развития. Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром. Чувства и побуждение – движущие силы развития. Развитие состоит в переходе от элементарным к более высоким ценностям; каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

Эдуард Шпрангер (1882-1963). Развил позиции Дильтея. Задачи духовно-научно психологии – исследования отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмета общей психологии как науки о духе) и выявление типов смысловой направленности, «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).

Указывал, что ценности – это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие.

Тип ценности Формы жизни (типичные основные формы индивидуальности)
Теоретические (область науки, проблема истинности) Теоретический человек: стремится к познанию
Экономические (материальные блага, полезность) Экономический человек: эффект полезности как смысл всей деятельности
Эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений и самовыражению) Эстетический человек: стремиться постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями
Социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувства себя в другом) Социальный человек: смысл жизни в общении, любви, жизни для других
Политические (власть как ценность) Политический человек: стремление к власти, чести, господству, влиянию
Религиозные (смысл жизни) Религиозный человек: относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира

В каждой индивидуальности представлены все 6 типов ценностей. Индивидуальности различаются на основании преобладания какой-либо ценности (см. формы жизни). Чистых типов не существует. Исходя из своей классификации Шпрангер сделал педагогические выводы: всеобщее образования не должно быть одинаковым для всех, нужно рано угадать ещё не сформированный тип индивидуальности человека и учить его в соответствии с его предрасположенностью.

Психология понимания открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Это своего рода возвращение к психологии как науке о душе. Выготский: «Понимающая далека от адекватной разработки проблем культурного развития».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: