Цель — добиться полного усвоения испытуемым материала, который требуется заучить.
Критерий усвоения — первое безошибочное воспроизведение материала (в более строгом варианте — два безошибочных воспроизведения)
Воспроизведение: Испытуемый воспроизводит материал, удержанный в памяти, а между воспроизведениями материал для запоминания ему многократно предъявляют в постоянном темпе.
Показатели:
- количество проб
- время, необходимое для полного заучивания материала.
Обработка — рисуется кривая научения: 0х — число проб, 0у — число элементов, правильно воспроизведенных в каждой пробе.
Проблемы метода:
-медленно обучающиеся субъекты получают большее число повторений материала, поэтому оказываются в более выгодном положении.
- сложно воспроизвести в коллективных условиях.
II. Метод сбережения.
Заучивание
Цель — изучение динамики изменения памяти.
Критерий усвоения — первое заучивание до определенного критерия.
Воспроизведение — через некоторое время испытуемый не в состоянии воспроизвести заученное или даже идентифицировать стимулы.
|
|
Повторное заучивание
(!) повторное заучивание требует значительно меньше времени и проб, что можно объяснить устойчивость скрытого мнемического следа.
Показатели — величина абсолютного сбережения — различие между числом проб при первоначальном и повторном заучивании.
Проблемы метода — для повторного запоминания 2-м испытуемым могло потребоваться по 5 проб, но один из них выучил элементы после 10 предъявлений, а 2-й после 15. Следовательно, «вес» этих 5 повторений будет неодинаковым. Для решения проблемы — формула Хилгарда :
Ec = 100(Ea — Er) / (Ea –J), где:
Ec — относительное сбережение
Ea — число проб при заучивании
Er — число проб при повторном заучивании