Обеспечение гражданского иска производится путем наложения ареста на имущество

Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится в основном по правилам, установленным уголовно-процессуальным правом и охватывает установление преступления, вреда и причинной связи между ними. Бремя доказывания лежит на следователе, дознавателе и прокуроре.

При рассмотрении гражданского иска в уголовном судопроизводстве применимы не только нормы УПК, но и гражданско-процессуального права, если соответствующие отношения не урегулированы уголовно-процессуальным законодательством, и если положения гражданско-процессуального права не противоречат нормам УПК.

По гражданскому иску суд принимает одно из следующих решений:

* Оставляет иск без рассмотрения (при неявке гражданского истца, при вынесении оправдательного приговора, если преступное событие было совершено подсудимым);

* Признает за гражданским истцом право на удовлетворение иска и передает вопрос о размере возмещения для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (при необходимости произвести дополнительные расчеты, связанные с гражданским иском, требующие отложения судебного разбирательства);

* Отказывает в удовлетворении иска (при вынесении оправдательного приговора в связи с отсутствием события преступления или непричастностью к нему подсудимого, отсутствием ущерба или причинной связи);

* Удовлетворяет иск (при постановлении обвинительного приговора и доказанности оснований и предмета иска).

30. Проверка сообщений о преступлениях (пределы провер­ки, соотношение достоверности и вероятности в знаниях о преступлении на момент принятия решения, процессуальные и иные средства проверки, прак­тика проверки).

Дознаватель, орган дознания, следователь обяза–ны принять, проверить сообщение о любом совер–шенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной УПК, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступле–ния указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следо–ватель и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к уча–стию специалистов.
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку прово–дит по поручению прокурора орган дознания, а также следователь по поручению руководителя следствен–ного органа.
Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответствен–но следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок проверки сообщения о преступлении, а при не–обходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
Заявителю выдается документ о принятии сообще–ния о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Статья 144 УПК указывает на необходимость про–верки сообщения о преступлении, не определяя ме–тоды ее проведения. Исходя из анализа ряда норм УПК, а также ФЗ «Об оперативно-розыскной деятель–ности» и Закона РФ «О милиции» к методам проверки сообщения о преступлении относятся:
1) осмотр места происшествия, который в случаях, не терпящих отлагательства, может проводиться до возбуждения уголовного дела (ч. 2 ст. 176 УПК);
2) освидетельствование и назначение экспертизы – для закрепления следов преступления и установ–ления лица, его совершившего (ч. 4 ст. 146 УПК);
3) иные процессуальные действия: направлять тре–бования, поручения, запросы в учреждения, пред–приятия, организации, должностным лицам и граж–данам (ст. 21 УПК);
4) требование производства документальных прове–рок, ревизий, привлечение к их участию специалиста (ч. 1 ст. 144 УПК);
5) требование у редакции, главного редактора соответст–вующего средства массовой информации имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, пре–доставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохране–нии в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК);
6) оперативно-розыскные мероприятия (ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также средства административной и прокурорской про–верки, применение которых не обусловлено нали–чием производства по уголовному делу.
По результатам рассмотрения сообщения о пре–ступлении орган дознания, дознаватель, следователь принимает одно из следующих решений:
1) о возбуждении уголовного дела в порядке;
2) об отказе в возбуждении уголовного дела;
3) о передаче сообщения по подследственности.
О принятом решении сообщается заявителю. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок обжалования.

31. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела. Порядок воз­буждения уголовного дела. Законность и обоснованность возбуждения уго­ловного дела.

Повод к возбуждению уголовного дела – это получаемые из установленных законом источников сведения (информация) о событии, факте, содержащем признаки преступления.

В статье 140 УПК РФ дан перечень поводов для возбуждения уголовных дел:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.

Наиболее распространенным поводом является заявление о преступлении. В соответствии со ст. 141 УПК РФ заявления могут быть устными и письменными. Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимные заявления не могут рассматриваться в качестве поводов к возбуждению уголовных дел.

Работа с заявлениями о преступлениях, подаваемыми в органы внутренних дел, регулируется приказом МВД РФ от 1 декабря 2005 г. № 985 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях».

В некоторых случаях сообщение правоохранительным органам о фактах, в которых можно усматривать признаки преступлений, вменяется в обязанность должностных или иных лиц.

К примеру, Инструкция от 9 января 1998 г. о порядке взаимодействия лечебно-профилактических учреждений и органов внутренних дел Российской Федерации при поступлении (обращении) в лечебно-профилактические учреждения граждан с телесными повреждениями насильственного характера предписывает всем таким учреждениям незамедлительно сообщать «в дежурные части органов внутренних дел обо всех фактах поступления (обращения) граждан с телесными повреждениями насильственного характера, а также граждан с телесными повреждениями, находящихся в бессознательном состоянии».

Явка с повинной – это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, которое фиксируется в протоколе, подписываемом явившимся и соответствующим должностным лицом.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, является весьма распространенным поводом для возбуждения уголовного дела. В соответствии со ст. 143 УПК РФ оно должно быть представлено в форме рапорта об обнаружении признаков преступления.

Основание для возбуждения уголовного дела – наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). В этом предписании закона следовало бы обратить внимание на два момента:

1) в нем говорится не о доказательствах, а о «наличии достаточных данных». Тем самым подчеркивается, что в момент принятия решения о возбуждении уголовного дела не может быть в полном объеме уголовно-процессуальных доказательств;

2) указанное предписание ч. 2 ст. 140 УПК РФ ориентирует на то, чтобы в момент возбуждения уголовного дела соответствующее должностное лицо располагало данными, указывающими «на признаки преступления», но не требует установления состава преступления.

32. Основания и порядок отказа в возбуждении уголовного дела. Закон­ность и обоснованность отказа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: