Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А.А. Вербицкий в нач 90х гг выделил следующие тенденции в современном образовании:
Первая тенденция – осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, – между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения – знаково-контекстного.
Вторая тенденция – индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и технологизация, что позволяет усилить интеллектуальную деятельность современного общества.
Третья – переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А.А. Вербицкого, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления».
|
|
Четвертая – соотносится с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Стимуляция, развитие, организация творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.
Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения на познающую деятельность студента.
В перестроечном процессе образования С.Д. Смирнов выделил следующие тенденции:
1. Демократизация высшего образования - общедоступность высшего образования, свобода выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности.
2. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства
3. Фундаментализация образования. Расширение и углубление фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и обязательных дисциплин за счет более строгого отбора материала.
4. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов.
5. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественно-научного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
|
|
6. Компьютеризация высшего образования.
7. Тенденция перехода к массовому высшему образованию - рост расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов.
8. Усилилась тенденция к автономизации, переходу к самоуправлению и выборности руководящего состава вузов на всех уровнях (в Европейских ВУЗах).
9. Растут требования к профессионализму преподавателей, повышается значимость педагогики и психологии в подготовке и повышении квалификации преподавательских кадров вузов.
10. Складывается система регулярной оценки эффективности работы вузов со стороны общества.