Педагогическая направленность: понятие и структура, виды

Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его "личностная направленность". Согласно Н.В. Кузьминой личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. Педагогическая направленность - это устойчивое стремление человека заниматься педагогической деятельностью.

Необходимо выделить исследования структуры педагогической направленности. Так, Л.М. Ахмедзянова, понимая под ее сущностью педагогическое призвание, в структуру включает:

- неосознанное влечение к педагогической деятельности;

- осознание объекта и содержания деятельности;

- склонность к педагогической деятельности и стремление заниматься ею, а также потребность в избранной профессии.

Наибольшую эффективность педагогической деятельности Л.М. Ахмедзянова связывает с потребностью в избранной профессии.

Н.В. Кузьмина, С.А. Зимичева, Г.А. Томилова в структуру включают такие параметры:

◘ наличие и объект педагогической направленности (связь субъекта переживания с объектами или отдельными аспектами деятельности);

◘ обоснованность (характеризует объем класса объектов, к которым имеется направленность);

◘ осознанность;

◘ готовность к педагогической деятельности;

◘ валентность как степень связанности педагогической направленности с направленностью на искусство, литературу;

◘ удовлетворенность профессией учителя;

◘ сопротивляемость трудностям, гражданственность;

целеустремленность;

◘ потребность в педагогической деятельности;

◘ продуктивность в работе;

◘ возможность видеть и оценивать производительность своего труда.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности:

1) истинно педагогическую;

2) формально педагогическую;

Ложно педагогическую.

Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности.

Я-концепция педагога: самооценка, профессиональное самосознание

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В психологии принято выделять две формы Я-концепции – реальную и идеальную.

Реальная Я-концепция – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная Я-концепция – это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

В структуру профессиональной Я-концепции педагога входит: осознание учителем норм, правил, модели педагогической профессии, формирование профессионального кредо; соотнесение себя с некоторым профессиональным эталоном; оценка себя глазами других, профессионально референтных людей.

Конечно, реальная и идеальная профессиональная Я-концепции не только могут не совпадать, в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между ними может приводить как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой – несовпадение является источником профессионального самосовершенствования личности, стремления ее к развитию. Многое в профессиональной деятельности педагога определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией.

Для высокого уровня развития профессионального самосознания характерны: преобладание в иерархической структуре характеристик учителя ценностей личностного роста в профессии; представление в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отраженным в качестве значимого ее субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками, позитивность самоотношения.

Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция – это, скорее, набор описательных, чем оценочных представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот, непосредственно связано с тем, как человек оценивает свои собственные качества. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. При этом одни и те же качества могут интепретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим – в негативном (и тогда они ее, естественно, понижают). В целом понятие Я-концепция шире понятия самооценка. Профессиональная самооценка может быть рассмотрена как важнейший элемент в структуре профессиональной Я-концепции личности.

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной мере определяя социальную адаптацию личности и являясь регулятором ее поведения и деятельности. При этом следует понимать, что само ее формирование происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно выделять операционально-деятельностный и личностный аспекты. Первый связан с оцениванием себя как субъекта деятельности и выражается в мнении своего профессионального уровня (сформированности умений и навыков) и уровня компетентности (системы знаний). Второй отражается в оценке своих личностных качеств в связи с идеалом образа «Я-профессионального». Самооценка по этим двум аспектам необязательно согласованна. Рассогласованность ее по данным аспектам влияет на профессиональные адаптацию, успешность и развитие.

В структуре профессиональной самооценки целесообразно также выделить самооценку результата, связанную с оценкой достигнутого и отражающую удовлетворенность/неудовлетворенность достижениями, и самооценку потенциала, сопряженную с оценкой своих профессиональных возможностей, верой в себя и уверенностью в своих силах. Низкая самооценка результата совсем не обязательно говорит о «комплексе профессиональной неполноценности». Напротив, она в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором профессионального саморазвития. Указанный самооценочный паттерн лежит в основе позитивной мотивации саморазвития и коррелирует с социальным и профессиональным успехом личности, в том числе и в педагогической деятельности.

64. Педагогическое взаимодействие - непосредственное или опосредованное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь, выступающее как интегрирующий фактор педагогического процесса, который способствует появлению личностных новообразований у каждого из субъектов этого процесса.

Педагогическое взаимодействие - характеристика пед.процесса. Оно значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект-объектным отношениям.
Даже поверхностный анализ реальной педагогической практики обращает внимание на широкий спектр взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель", "учащиеся объект усвоения" и т.п. Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник - объект усвоения".
В этом заключается и сама специфика педагогических задач.
Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Д. Б. Эльконин отмечал, что основное отличие учебной задачи от всяких других в том, что ее цель и результат - в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении им определенными способами действия. Таким образом, педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования.
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а следовательно и отношений: педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); отношения к самому себе. Важно подчеркнуть, что воспитательные взаимодействия возникают и тогда, когда воспитанники и без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами.
Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.п. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.п.

Направленность личности на педагогическое взаимодействие предполагает ориентацию на другого человека, желание понять его, поддерживать отношения, включающие взаимопонимание.

Осознанность педагогической направленности может быть различной: от неосознаваемой до полностью осознаваемой, от некоей предрасположенности партнеров друг к другу, до тяги к совместному творчеству.

Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: