Цель педагогического процесса

В системе педагогического процесса цель занимает одно из важных мест. В случае ее неправильного определения нельзя надеяться на хороший результат. “Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить”, - говорится в словаре Ожегова С.И. [106].

В педагогической науке цели уделяется большое внимание. Многие ученые считают, что “формирование всесторонне и гармонично развитой личности” - основная цель воспитания” [57, с. 52; 66, с. 105; 93, с.70]. Формирование всесторонне развитой личности, по их мнению, означает “соразмерное развитие физических и духовных сил человека, стройное и строгое сочетание различных сторон и функций его сознания, поведения и деятельности” [120].

Однако в последние годы в педагогических трудах встречаются утверждения о неправильности такой цели. Этот факт свидетельствует о научной неразработанности данной проблемы. В объяснении ее ученые допускают ошибки.

1. “Некоторые буржуазные педагоги вообще отрицают целесообразность постановки социальных целей воспитания. Американский философ-прагматист и педагог Джон Дьюи, например, утверждал, что человек якобы является рабом своих врожденных привычек и что его природа не поддается изменениям. Вот почему всякие попытки ставить общественные цели воспитания он квалифицировал как проявление первобытной магии и предлагал осуществлять воспитание, целиком основываясь на инстинктивных влечениях и интересах детей” [151, с. 44].

2. Некоторые ученые, особенно те, которые стоят на коммунистических позициях, утверждают, что цель педагогического процесса имеет классовый характер.

3. Учеными недооценивается национальный компонент в содержании цели. Об этом свидетельствует отсутствие книг, статей о целях воспитания, например, в башкирской общеобразовательной школе. О нем не говорится и в Законе РБ “Об образовании” и в “Концепции развития национальной школы в Республике Башкортостан” и в других директивных документах об образовании. Поэтому многие педагогические работники не видят разницы в целях башкирской, татарской, русской… общеобразовательных школ.

Правильному пониманию цели педагогического процесса способствует ее классификация, предлагаемая нами. Мы ее делим на: 1) общую; 2) конкретную; 3) промежуточную.

Общая цель – это цель, осуществляемая в любом учебном заведении, любым организатором педагогического процесса. Даже преступники, занимаясь воспитанием новых преступников, реализуют эту цель. Ее словесно можно сформулировать так – “формирование личности”. Не соглашаясь с мнением Калашникова А.Г, утверждающего, что никаких “вечных” целей воспитания реально не существует” [65, с. 111], считаем, что в цели есть элемент вечности. Общая цель как раз является одним из таких элементов: все, кто занимаются воспитанием, формируют личность.

Конкретная цель отвечает на вопрос: какой характер формировать? Характер башкира? Русского? Математика? Спортсмена? Преступника? Композитора? Мужчины? Женщины?

Промежуточные цели – это цели отдельных “мероприятий”. Они, как правило, ориентированы на промежуточный результат. Промежуточные цели бывают основные и неосновные. Основных три:

1) формирование ответственности;

2) формирование умения совершенствовать себя;

3) формирование уверенности.

При наличии этих черт характера реализация конкретной цели облегчается, что в свою очередь приводит к осуществлению общей цели.

Таким образом, цель педагогического процесса – сложное образование. В ней имеются общечеловеческие, региональные, национальные, вечные, временные элементы. Она отражает в себе прошлое, настоящее, будущее народа, его психологию, мировоззрение, идеал.

Такой подход позволяет нам правильно определить цель ПП башкирской общеобразовательной школы.

Башкирский народ имеет богатую, сложную, противоречивую, трагическую историю. Трудолюбивые, гордые, гостеприимные, музыкальные башкиры любили свободу. Как не парадоксально, это отрицательно сказывалось на судьбе башкирского народа. Поэтому еще в 1899 году русский исследователь Никольский Д.П. писал: “Вопрос о будущей судьбе башкирского народа… есть вопрос важный, государственный и на него необходимо обратить серьезное внимание” [102, с. 200]. Особым трагизмом характеризуется жизнь башкир в период советской власти. Тоталитарный режим, репрессии, эксплуататорский труд, целенаправленная политика коммунистической партии и социалистического государства усилили процесс стирания башкирского народа как нации, привели к деградации некоторых его представителей. Среди них космическими темпами распространялись такие отрицательные явления, как пьянство, преступность, самоустранение от воспитания собственных детей и т.д. Исчезло национальное самосознание, сформировался комплекс неполноценности, появилось равнодушие к самому себе. Среди башкир, по сравнению с другими народами, населяющими республику, больший процент заболеваемости и смертности. Образовательный уровень также ниже, чем у них. В предыдущих параграфах приведены факты, подтверждающие это. Здесь ограничимся только некоторыми статистическими данными. С 1920 до 90-х годов численность башкир в Республике Башкортостан уменьшилась с 1 миллиона 69 тысяч до 863 тысяч. 26,3 % башкир своим родным языком считает язык другого народа. “В дошкольных учреждениях только 43 процента детей-башкир обучаются на родном языке” [156, с. 33].

Не только прошлое, настоящее, но и будущее башкирского народа мрачное. Если так будет продолжаться, через несколько десятков лет башкирская нация исчезнет. Как ее спасти?

Ее можно спасти только с помощью воспитания. Мы должны формировать представителей башкирского народа. Такова цель педагогического процесса в башкирской общеобразовательной школе.

Изучив историю, сегодняшнее положение, будущее башкирского народа, его быт, традиции, обычаи, литературу, искусство, психолого-педагогические особенности, идеалы, мы создали эталонную модель представителя башкирского народа.

Эталонная модель представителя башкирского народа

Должен знать: историю своего народа; культуру, фольклор башкир; психологию башкирского народа; особенности национального характера башкир; башкирскую народную педагогику; традиции, обычаи башкир; быт, образ жизни башкирского народа; науку, религию своего народа; проблемы народа, его недостатки, успехи, тенденции и перспективы развития; духовные, политические, экономические связи башкир с другими народами; семь поколений своих предков; особенности природы родного края; основные географические названия и т.д.

Должен уметь: говорить, читать и писать на родном языке; выполнять основные обычаи и традиции башкирского народа; постоянно самосовершенствоваться; правильно анализировать и оценивать ситуацию; защищать интересы своего народа; формировать башкирский характер и т.д.

Черты характера: ответственность; уверенность; интернационализм; овладение башкирским национальным сознанием; уважение к национальной культуре, языку, традициям, обычаям, нравственно-этическим нормам; понимание единства и целостности башкирской нации; готовность защищать интересы башкирской нации, укреплять ее связи с другими народами; стремление стать истинным представителем своего народа; уважительное отношение к старшим; трудолюбие; нетерпимость к недостаткам; аккуратность; доброта; любовь к родной земле, к народу, родине; стойкое противостояние к отрицательным воздействиям; добросовестное отношение к семейным обязанностям, к воспитанию детей; честность; отсутствие патологического стремления к богатству; искренность; терпимость; скромность; гостеприимство; верность; решительность; выдержанность; наблюдательность и другие.

В этом портрете отражается национальный характер – характер представителя башкирского народа. Он конкретизирует цель педагогического процесса башкирской общеобразовательной школы.

Исторический, динамический характер цели ПП, несмотря на то, что в ней, как было сказано выше, имеется элемент вечности, делает историческим, динамичным и наши представления об идеальном представителе башкирского народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: