Рекомендована следующая структура избирательного штаба кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу.
Начальник штаба (руководитель предвыборной кампании) Заместитель по оргмассовой работе:
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ |
финансы;
группа материально-технического обеспечения;
группа обеспечения встреч с избирателями;
группа доверенных лиц;
группы поддержки;
группа организации массовых мероприятий;
юридическая группа;
подбор и подготовка кадров;
Заместитель по политической и аналитической работе:
изучение общественного мнения;
составление программ и обобщение предложений избирателей;
оперативный анализ ситуации; анализ прессы и работа с письмами;
руководство группой подготовки агитационно-пропагандистских мероприятий; ♦ связь с госструктурами, общественными организациями.
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
Руководитель пресс-службы:
♦ предвыборная реклама и связи со СМИ;
♦ информационное сопровождение кандидата.
1.2. Уровень областного отделения КПРФ
Структура избирательного штаба при обкоме КПРФ должна быть аналогичной структуре штабов в одномандатных избирательных округах. В зависимости от специфики возможно усиление аналитического и политического направлений деятельности, вплоть до передачи соответствующих направлений из штаба одномандатного избирательного округа в областной штаб (ОШ).
На ОШ ложится выполнение двух взаимосвязанных задач: организация в регионе кампании в поддержку всех кандидатов партии (создание общего пропагандистского фона «мы — команда») и помощь кандидатам КПРФ в округах.
Степень участия ОШ в кампании тех или иных кандидатов зависит от конкретной ситуации; в первую очередь — от ресурсов самого кандидата. В крайних случаях возможны как проведение ИК кандидата «под ключ» (у кандидата нет своих ресурсов), так и полное отстранение ОШ от ИК (если кандидат готов справиться со своей ИК сам). Однако на практике такие случаи встречаются весьма редко. Типична ситуация, когда кандидат, обладая собственными ресурсами, все же нуждается в самой серьезной помощи от ОШ.
Остановимся на основных принципах взаимодействия ОШ и штабов кандидатов.
1. Технология взаимодействия кандидата с ОШ строится не по схеме «подчиненный — руководитель», а по схеме «заказчик — подрядчик» (речь, естественно, идет не о политическом взаимодействии, а о технологии избирательного процесса). В противном случае практически невозможно избежать параллелизма в управлении, что разрушительно для любой ИК. Таким образом, ОШ выступает по отношению к кандидату и его штабу как своего рода «наемное» агентство
Планирование и управление избирательной кампанией 7
по организации ИК в округе.
2. Партийные структуры на территории округа во время ИК
работают в тесном контакте со штабом кандидата в одноман
датном избирательном округе. При этом руководитель орг-
массового направления в штабе кандидата (или его первый
заместитель) назначается партийным комитетом субъекта
Федерации. Он же является постоянным представителем ОШ
в штабе кандидата — ответственным за ИК партии в округе.
3. ОШ берет на себя непосредственное решение большин
ства задач проведения ИК кандидата, прежде всего методи
ческое обеспечение, а также другие задачи, которые требуют
привлечения специалистов и которые удобнее решать в цен
трализованном порядке.
4. Кампании кандидатов в обязательном порядке должны со
ответствовать принятым ОШ «стандартам». В этом случае
ОШ сможет поставить решение большинства задач в окру
гах «на конвейер», что позволит наиболее эффективно ис
пользовать ресурсы ОШ в интересах всех кандидатов.
5. Конкретное разделение задач между штабом кандидата в
одномандатном избирательном округе и ОШ фиксируется в
плане-графике ИК кандидата, который согласовывается с ру
ководителем ОШ.
Задачи, решаемые Областным штабом в интересах кампаний кандидатов, таковы.
Проектирование и управление избирательной кампанией:
♦ ♦ |
Агитационно-рекламное направление: ♦формирование и поддержка имиджа кандидатов; |
♦ методическая помощь кандидатам в разработке и корректировке стратегии и тактики их ИК; согласование планов-графиков ИК кандидатов; контроль за выполнением графика кампаний кандидатов; разработка сводного плана-графика работы ОШ; создание и наращивание ОШ.
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
Планирование и управление избирательной кампанией
♦ методическая помощь кандидатам при разработке фир
менного стиля кампаний и основных агитационных мате
риалов;
♦ разработка, выпуск и размещение прямой рекламы кан
дидатов в СМИ (совместно с пресс-службой);
♦ подготовка и реализация программы косвенной агитации
за кандидатов партии в СМИ (PR-кампания осуществля
ется совместно с пресс-службой);
♦ разработка и выпуск продукции наружной рекламы и рас
пространяемых агитационных материалов (совместно с
ответственными за организационное и оргмассовое на
правления);
♦ организация работы пресс-службы;
♦ методическая помощь кандидатам при разработке их
предвыборных платформ.
Оргмассовое направление:
♦ подключение партийных структур в округе к ИК канди
датов;
♦ ведение баз данных по избирателям;
♦ методическая помощь при реализации технологий непос
редственной работы с избирателями «на дому»: кампания
«от двери к двери», телефонное внедрение, адресная рас
сылка (разработка типовых схем и пакета инструкций;
обучение активистов);
♦ разработка пакета инструкций по проведению массовых
мероприятий и встреч кандидата с избирателями, а так
же по работе общественных приемных;
♦ разработка инструкций и обучение наблюдателей для кон
троля за ходом голосования на избирательных участках.
Аналитическое направление:
♦ обеспечение избирательной кампании кандидатов данными
социологии, а также организация количественных и каче
ственных социологических исследований в ходе кампании;
♦ подготовка базовых аналитических справок по округам
(паспорта округов);
♦ подготовка аналитических справок по основным темам ИК;
♦ отслеживание и документирование действий конкурен
тов (ведение досье).
♦ связи с государственными и общественными организаци
ями:
♦ составление перечня и проведение переговоров с орга
низациями, пользующимися влиянием у избирателей ре
гиона;
♦ при возможности заключение типовых договоров о со
трудничестве с указанными организациями;
♦ разработка и реализация программы совместных дей
ствий с организациями-союзниками;
♦ выделение базовых организаций, готовых оказать помощь
кандидатам своими ресурсами.
Юридическое обеспечение:
♦ подготовка юридических справок для кандидатов и их шта
бов;
♦ подготовка юридических инструкций по актуальным про
блемам избирательной кампании (порядок агитации, кон
троль голосования и т.д.) для штабов кандидатов;
♦ оперативная реакция на возникающие в ходе кампании
конфликтные ситуации;
♦ ведение целевой правовой работы против оппонентов
(правовой мониторинг их действий, реагирование на на
рушения избирательного законодательства и пр.);
♦ помощь при взаимодействии кандидатов с избирательны
ми комиссиями и правоохранительными органами;
♦ защита интересов кандидатов в избирательных комиссиях и правоохранительных органах.
Техническое обеспечение ОШ:
помещения, мебель, оргтехника, связь, транспорт, канцеля-
10
Комиссия ЦК КПРФ по проведению выборных кампаний
Планирование и управление избирательной кампанией
рия, секретариат и т.д. Сюда же относятся вопросы оказания помощи штабам кандидатов в части их технического обеспечения.
Финансовое обеспечение:
аккумулирование средств для ведения избирательной.кампании, бухгалтерия; методическая помощь кандидатам при отслеживании соответствия их затрат на кампанию действующему законодательству.