Ведение

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. Социальное консультирование как вид

деятельности в социальной работе 7

1.1.Понятие социального консультирования.

Виды, структура, модель консультационного

процесса. 7

1.2. Личность и профессиональная позиция

консультанта. 14

1.3.Организация консультативного процесса. 17

1.4.Защита интересов клиента. 21

ГЛАВА 2. Особенности консультирования

Клиентов с различными социально-

психологическими проблемами 24

2.1. Индивидуально-личностные особенности. 24

2.2. Возрастные кризисы. 51

2.3. Способности и интеллект. 69

2.4.Психологическая зависимость. 76

ГЛАВА 3. Технология социального

консультирования 89

3.1. Стратегии социального поведения консультанта. 89

3.2. Техники ведения беседы. 91

3.3. Техники слушания. Роль наблюдения. 102

3.4. Использование психотерапевтических практик

в социальном консультировании. 105

3.5. Биографические методы. Судьба и жизненный путь

человека. 112

3.6. Использование психодиагностических методов

в практике социального консультирования. 118

ГЛАВА 4. Технологии социального

Консультирования в различных сферах

социальной деятельности 131

4.1. Консультирование по проблемам личностного

развития. Консультирование сверстниками. 131

4.2. Профессиональное консультирование. 136

4.3. Консультирование по вопросам досуга. 143

4.4.Семейноеконсультирование. 145

4.5. Детское консультирование. 151

ПРИЛОЖЕНИЯ 160

ВЕДЕНИЕ

По мере становления и развития социальной работы в современной России возрастает роль социальных работников как консультантов. Социальная работа объективно предполагает выход на стык различных областей знаний, позволяющих найти возможность предотвращения разноплановых проблемных ситуаций для человека и отдельных социальных групп, а также разрешения существующих проблем и задач. Как правило, эти проблемы не имеют однозначного решения и могут быть отработаны лишь в процессе консультирования, включающего работу с различными сторонами жизнедеятельности клиента. Эффективность консультативного процесса в рамках социальной работы требует как теоретических знаний в различных областях человеческих отношений, затрагивающих порой глубинные их основания, так и практических консультативных умений и навыков.

Цель курса: ознакомление студентов с основами социального консультирования и формирование у них базовых консультационных навыков. В курсе рассматриваются основные подходы к социальному консультированию, требования к личности консультанта, методы и техники, используемые в процессе социального консультирования. Раскрываются особенности консультирования в различных сферах социальной деятельности.

Задачи курса:

1. Изучение теоретических основ социального консультирования, как одного из направлений прикладной социально-психологической деятельности.

2. Формирование у студентов представления об обобщенной модели консультации, соответствующей конкретным нуждам населения.

3. Развитие навыков применения базовых техник консультирования.

4. Овладение методами, используемыми в процессе социального консультирования, направленными на раскрытие личности клиента с целью обеспечения эффективности консультации.

5. Адекватное применение полученных во время обучения знаний в социальной работе при оказании консультативной помощи населению в различных социальных сферах.

Учебный курс «Социальное консультирование» предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа».

По мере того, как социальная работа получает все большее признание в обществе, возрастает роль социальных работников как консультантов. Необходимым условием успешного обеспечения социального обслуживания всех слоев населения является грамотное оказание консультативной помощи.

Место курса в подготовке специалиста по социальной работе определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых мастерство консультанта является неотъемлемой составляющей высокого профессионализма социального работника, независимо от сферы его деятельности.

Программа курса предполагает овладение основными понятиями, теоретическими конструктами, существующими в консультировании; изучение структуры, существующих моделей консультативного процесса; знание основных требований к личности консультанта, этических принципов консультирования; ознакомление с базовыми техниками различных психотерапевтических направлений, используемых в социальном консультировании; овладение методами, используемыми в процессе консультирования для изучения личности клиента; знание особенности консультирования в различных сферах социальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: