Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 2005 года предусматривает изучение дисциплины «Психолого- педагогическая диагностика и консультирование (ППД и К)» студентами специальности 050714.65 – «олигофренопедагогика» в достаточно большом объёме.
Дисциплина «ППД и К» является продолжением дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика (ППД)», которую студенты изучали в 3-ем семестре. Таким образом, они уже имеют определённые знания о науке психодиагностике, её основном инструментарии, об организации и основных направлениях деятельности психологической службы в системе образования, о психодиагностических процедурах и морально-этических нормах их проведения, об основах консультирования семей, воспитывающих как нормально развивающихся, так и детей с отклонениями психофизического развития.
Цель дисциплины. Получение студентами новых, углубление и расширение прежних знаний, формирование умений и навыков, необходимых профессиональному олигофренопедагогу в современных условиях организации и реализации помощи детям с нарушениями интеллектуального развития.
|
|
В совокупности с другими дисциплинами психолого-педагогического блока, дисциплина «ППД и К» способствует овладению студентами в конце обучения такими видами профессиональной деятельности, как психодиагностическая, коррекционно-развивающая, психопрофилактическая, консультативная, просветительская, организационно-управленческая.
Кроме того, студенты, завершившие обучение и получившие специальность «олигофренопедагогика», могут квалифицированно выполнять должностные обязанности олигофренопедагога в специальных (коррекционных) учреждениях, обучающих и воспитывающих умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста; в учреждениях здравоохранения и социальной защиты, занимающихся сопровождением детей с нарушениями интеллектуального развития, а также в числе сотрудников психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций (ПМПК), реабилитационных, психолого-медико-педагогических и иных Центров. Олигофренопедагог является одним из ведущих специалистов такого рода учреждений.
Следовательно, дисциплина «ППД и К» играет основополагающую роль в становлении профессиональных качеств будущих специалистов-олигофренопедагогов.
Задачи дисциплины:
· Расширение и углубление знаний об основном терминологическом и понятийном аппарате науки.
· Конкретизация основных дифференциальных признаков умственной отсталости у детей с целью отграничения её от сходных состояний.
· Анализ предпосылок и исторических условий появления и становления методов психологического и психодиагностического изучения детского развития.
|
|
· Анализ практики комплектования учреждений для умственно отсталых детей с целью осознания необходимости появления в 1995 году новой структуры – психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) вместо медико-педагогической комиссии (МПК).
· Показ значимости деятельности олигофренопедагога в организации и содержании работы психолого-медико-педагогической консультации и комиссии при комплектовании учреждений для умственно отсталых детей, а также в ходе консультативной работы с ребёнком, его родителями и педагогами.
· Ознакомление с историей разработки и реализацией на практике принципов отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения.
· Формирование представления о проблеме ранней диагностики нарушений детского развития и определение иерархии выявления нарушений интеллектуального развития детей в рамках указанной проблемы.
· Формирование у студентов умений самостоятельной работы с источниками специальной психолого-педагогической литературы (аннотирование, конспектирование, реферирование).
· Формирование у студентов умений: самостоятельного подбора психодиагностического инструментария, проведения психодиагностических процедур и педагогического обследования, интерпретации результатов.
· Формирование у студентов навыков работы с конкретной документацией на детей (анализ данных медицинской, педагогической, психологической документации); составления заключения по результатам педагогического изучения состояния ребёнка в зависимости от его целей (в ходе динамического наблюдения в конкретном учреждении, по результатам обследования в ПМПК-консультации, комиссии или консилиуме и др.).
· Воспитание у студентов внутренней мотивации к познанию теоретико-практических основ профессионального становления в качестве олигофренопедагога, стремления к самопознанию и самосовершенствованию в профессиональных и личностных качествах.
Для реализации задач дисциплины предусмотрены: лекционные и практические занятия, а также самостоятельная работа студентов.
Лекционные занятия реализуют задачи теоретического познания студентами основных блоков учебной информации. Практические занятия реализуют задачи анализа, конкретизации, расширения и углубления знаний, полученных в ходе лекционных занятий и самостоятельной работы по темам дисциплины, а также реализуют задачи формирования навыков и умений у студентов. Самостоятельная работа составляет большую часть времени, отведённого на изучение дисциплины, даже для студентов дневного отделения и остаётся приоритетной для студентов заочной формы обучения.
Общая трудоёмкость дисциплины для студентов очного и заочного отделений составляет 200 часов (согласно стандарту ВПО 2005 года). Лекционные занятия занимают 60 часов на очном отделении и 20 часов на заочном; практические – 30 часов на очном отделении и 2 часа – на заочном; на заочном отделении также предусмотрено 2 часа лабораторных занятий. Доля времени, отведённого на самостоятельную работу студентов, составляет 110 часов на очном отделении и 176 часов – на заочном.
Дисциплина изучается студентами очного отделения в 7-ом и 8-ом семестрах. Отчётность 7-го семестра – зачёт, 8-го – экзамен. Студенты заочного отделения изучают дисциплину в 8-ом и 9-ом семестрах. Отчётность 8-го семестра – зачёт, 9-го – экзамен.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Предмет и задачи курса | ||||||
2. | Отграничение умственной отсталости от сходных состояний | ||||||
3. | История развития методов психологического исследования детей | ||||||
4. | Современная теория и практика выявления умственно отсталых и комплектования специальных учреждений для них в России | ||||||
5. | Проблема ранней диагностики дефектов развития | ||||||
6. | Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения | ||||||
7. | Организация работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей | ||||||
8. | Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребёнка | ||||||
Итого |
2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения
|
|
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоемкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Предмет и задачи курса | ||||||
2. | Отграничение умственной отсталости от сходных состояний | ||||||
3. | История развития методов психологического исследования детей | ||||||
4. | Современная теория и практика выявления умственно отсталых и комплектования специальных учреждений для них в России | ||||||
5. | Проблема ранней диагностики дефектов развития | ||||||
6. | Принципы отбора умственно отсталых детей в специальные учреждения | ||||||
7. | Организация работы по комплектованию специальных учреждений для умственно отсталых детей | ||||||
8. | Составление заключения по результатам психолого-педагогического исследования ребёнка | ||||||
Итого |
|
|