Тема: «Неоднозначность определения понятия и термина «умственная отсталость». Анализ подходов к систематике умственной отсталости на современном этапе развития науки»

Вопросы для обсуждения

1. Определение понятия «умственная отсталость»: неоднозначность подходов к определению.

2. Значимость нейропсихологических, нейрофизиологических, психологических и др. исследований для понимания природы умственной отсталости.

3. Систематика умственной отсталости (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, В.В. Ковалёв, В.В. Лебединский и др.).

4. Систематика умственной отсталости в международной классификации болезней (МКБ) восьмого, девятого и десятого пересмотров: сравнительный анализ.

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля

1. Составить понятийно-терминологический словарь, посвященный одному понятию «умственная отсталость», опираясь на точки зрения специалистов разных областей науки (психологические, педагогические, клинические, социальные, философские). Использовать различные источники литературы, в том числе словари.

2. Подготовить развернутый устный ответ на вопрос № 2., используя информацию межпредметных связей, а также опираясь на источники литературы по нейропсихологическим и нейрофизиологическим исследованиям.

3. Повторить информацию о систематике умственной отсталости в трудах отечественных «классиков». Выписать (или скопировать) известные классификации умственной отсталости и поместить их в тетрадь для самостоятельной работы (не менее 3-х классификаций). Подготовиться к аудиторной мини-контрольной работе по одной из классификаций умственной отсталости.

4. Составить сравнительную таблицу систематики умственной отсталости в международной классификации болезней 8-го, 9-го, и 10-го пересмотров по следующей схеме:

Сравнение систематики умственной отсталости в МКБ 8-го, 9-го, 10-го пересмотра

Международная классификация болезней (МКБ) Выводы студента
8-го пересмотра 9-го пересмотра 10-го пересмотра
       

Литература

1. Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст] / В.М. Астапов. – М.: Международная педагогич. Академия, 1994. – с. 164- 190 (методика адаптированного нейропсихологического исследования).

2. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2005. – 672 с.

3. Коррекционная педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.А. Зайцева [и др.]; под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2002. – с 133-143.

4. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2004. – с 53-66.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика) [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов [и др.]; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2000. – с 35-48.

6. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст] / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т: Флинта, 1998. – с 46-60.

7. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методич. рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной. – 2-е изд., дополн. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с 134-142.

8. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.]; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: Академия, 2005. – 320 с.

9. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова [ и др.]; под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2000. – с 211-227.

10. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2003. – с 34-48.

11. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / под ред. С.Ю. Циркина. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.

12. Схема нейропсихологического обследования детей [Текст] / А.В. Семенович [и др.]; под ред. А.В. Семенович. – М., 1998.

13. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – с 154-171.

14. Цветкова, Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей [Текст] / Л.С. Цветкова. – М., 1998.

Примечание: Каждый студент использует то количество источников, которое позволит ему качественно подготовиться к практическому занятию. При подготовке к вопросам занятий приветствуется самостоятельный подбор литературных источников (с обязательной ссылкой на них).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: