Практикум по психологическому консультированию

Задание1. Определите, какая реплика психолога способствует структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какая, по вашему мнению, препятствует этому, поясните свои ответы, используя свое знание о свойствах психической реальности как предмета профессионального взаимодействия психолога.

Реплики психолога:

1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.

2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?

3. Похоже, что вы плохо ориентируетесь в конкретных фактах.

4. Вам что, трудно вспомнить, что было вчера?

5. Да, я это и сама увидела, не надо лишних слов, дальше…

6. Расскажите о нем подробнее…

7. Кто для вас этот человек?

8. Было бы не плохо начать все заново…

9. Вы не верите мне?

10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.

11. Да, это уже давно было известно Фрейду…

12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.

13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.

14. Я слушаю вас.

Задание2. Проанализируйте, какое высказывание психолога ориентировано на 1) воздействие, 2) манипулирование, 3) управление, 4) формирование. Используйте для анализа этих высказываний следующее представление о содержании этих понятий:

1) Воздействие – это изменение психической реальности другого человека с целью создания для него новых переживаний и качеств. Предполагает ценность другого человека как меру изменения психической реальности.

2) Манипулирование – изменение психической реальности человека в соответствии с целями и задачами кого-то или чего-то. Предлагает скрытое или явное обесценивание человека.

3) Управление – изменение психической реальности человека в соответствии с ее свойствами. Предполагает отсутствие у человека возможности адекватной саморегуляции.

4) Формирование – изменение психической реальности человека в соответствии с представлением о ее социальной и индивидуальной норме. Предлагается, что сам человек не может достичь этой нормы.

1. Надо разобраться вам с ним – кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже?

2. Неужели вам хочется мне говорить столько раз!

3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее нагружаете взрослыми проблемами?

4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?

5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение.

6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в этом, вот мое задание…

7. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.

8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои…

9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.

10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях.

11. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.

12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на моих вопросах?

13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.

14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.

15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?

16. Это был желаемый для вас ребенок?

17. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?

18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я вам еще раз это повторяю.

19. Вы сказали. Что врачи ее называют «капризной», они хорошо знакомы с вашей девочкой?

20. Вы лучше настойтесь на себя, тогда вам будет легче говорить.

21. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последовательно.

22. Вам обязательно нужно узнать об этом мнение учительницы и сопоставить свои требования с ее.

23. Что вы ей сказали, когда услышали от нее, что она не хочет идти в школу?

Задание3. Проанализируйте, какое из высказываний на первом этапе интервью принадлежит психологу, а какое - не квалифицированному. Для ответа используйте понятие о профессии психолога-консультанта.

Высказывание психологов:

1. У меня дар, талант понимать людей, это никто не отрицает.

2. Я обязательно помогу вам изменить себя.

3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.

4. Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.

5. Вы серьезно относитесь ко всему, что с вами происходит.

6. Вы можете рассчитывать на мой профессиональные знания и опыт.

7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.

8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будите говорить правду, тем легче найдем решение.

9. думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега.

10. Вы уже разочарованы! Чем?

Задание4. Выделите в высказываниях людей, обратившихся за психологической помощью, варианты передачи ответственности за разрешение ситуации на психолога:

1. - Мне так много хорошего о вас говорят, что вы всем помогаете…

2. - Я буду платить столько, сколько вы скажете, только помогите…

3. - Это последняя наша надежда.

4. - Мы уже были у психологов, но что-то ничем не помогли…

5. - Вы, наверно, здесь не постоянно работаете, в штате этой фирмы и должности-то психолога нет…

6. - С ней никто не может справиться, никто, понимаете.

7. - Я не психолог, но понимаю, что с ней что-то происходит…

8. - Нас никто не учил психологи, никто, понимаете, и никогда.

Обратите внимание, что передача ответственности на психолога с точки зрения другого человека является якобы необходимым условием его профессиональной деятельности.

Задание5. Выделите в высказывания психолога варианты распределения ответственности между психологом-консультантом и другим человеком, сопоставьте их с высказыванием из предыдущего задания.

1. - Спасибо, но скорее это преувеличение.

2. - Я еще не поняла. Смогу ли вам помочь…

3. - К счастью, я не единственный специалист в этой области знания…

4. - У психологов, как и у врачей, своя специализация, возможно, вы еще не встретили специалиста.

5. - Должности пока еще нет, но профессия психолога уже существует.

6. - Ваша дочь действительно сложный ребенок, сложный и для себя, и для окружающих, с ней надо учиться жить с самой собой тоже.

7. - Да, матери обычно чувствуют своих детей, эти чувства и позволяют сохранять отношения с детьми, где бы они ни были.

8. - К сожалению, пока психология не является обязательным для всех учебным предметом, но мы живем среди людей и учимся понимать друг друга на своих ошибках.

Постарайтесь определить, какие границы собственной ответственности задает психолог, и какую зону ответственности предлагает ему человек, обратившийся за помощью.

Задание6. Узнайте и назовите качества человека по их описанию, объясните свой ответ. У вас есть возможность выбрать ответ из списка предлагаемых и обосновать его.

Содержание качества Возможное его название
Исполнительный, соблюдающий во всем порядок, точность Педантичный Аккуратный Организованный
Наступательно-захватнический Активный Агрессивный Стремительный
Вполне соответствующий, совпадающий Равный Подобный Адекватный
Высокое мастерство, виртуозность Артистизм Совершенный Уникальный
Лишенный оригинальности, избитый Средний Нормальный Банальный
Категорический, не подлежащий возражению Безапелляционный Самостоятельный Независимый
Лишенный своеобразия, индивидуальных, характерных свойств Серый Невинный Безличный
Испытывающий волнение, склонный к нему Беспокойный Раздражительный Суетливый
Бедный содержанием, мыслями Глупый Бессодержательный Пустой
Безвольный, легко поддающийся чужим влияниям Бесшабашный Бесхарактерный Бесхребетный
Расторопный, ловкий, быстрый, живой Прыткий Бойкий Энергичный
Соответствующий истине, правильный, точный Верный Правильный Ответственный
Требовательный, строгий Справедливый Взыскательный Нудный
Производящий впечатление Завораживающий Внушительный Величественный
Легко поддающийся впечатлениям, чуткий Слабый Мягкосердечный Впечатлительный
Способный к серьезной работе Важный Сосредоточенный Дельный
Готовый содействовать благополучию других, желающий добра другому Человечный Доброжелательный Участливый
Основанный на положениях, которые принимаются как непререкаемые Верующий Догматичный Постоянный
Язвительный, коварный Колкий Непредсказуемый Ехидный
Не забывающий, не прощающий причиненного зла Скрытый Злопамятный Вредный
Склонный к приобретению новых знаний, пытливый Интересующийся Любознательный Увлеченный
Обходительный, предупредительный, учтивый Внимательный Любезный Понимающий
Очень однообразный по тону, интонации Нудный Монотонный Надоедливый
Притворный, неискренний Наигранный Фальшивый Выдуманный
Неослабевающий, требующий сил, внимания Энергичный Напряженный Активный
Стоящий особняком, отдельно Исключительный Обособленный Выдающийся
Лишенный нарочитости Естественный Безыскусственный Самобытный
Глубоко искренний, сердечный Любящий Задушевный Непосредственный

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: