Технологизация есть деятельность по оптимизации деятельности, в данном случае бизнес-процессов. А к ним относятся любые действия, прямо или косвенно создающие бизнес-продукты.
Есть у технологизации, по-моему, три преимущества, три качества, которые действительно дают упомянутое ранее упрощение. За что, собственно говоря, руководители и хватаются чаще всего, когда мы предлагаем им какие-то варианты технологизации.
Во-первых, это рациональность, которая дает возможность экономии времени, энергии, сил, ресурсов... - чего угодно.
Во-вторых, это обезличенностъ, т. е. независимость от личных особенностей работника. Это тоже очень важно. Потому что разнообразие индивидуальностей будет как-то сужено, приведено к какому-то к единому, но относительному знаменателю, если мы проведем обезличивание каких-то бизнес-процедур.
В-третьих, тиражирование, т. е. возможность передачи другим, использование этих же технологий при замене людей.
Какие элементы бизнес-технологий имеют ценность, из чего, собственно говоря, и состоит сама бизнес-технология? Конечно, это:
- цели,
- условия деятельности,
- действия, работы,
- связи между работниками,
- правила выполнения этих работ,
- продукты, которые должны быть получены в результате этих работ.
Поэтому я даю такое определение технологизации: зарегламентирован
ное (нормированное) описание деятельности по созданию, производству
какого-то продукта.
Не всякое описание бизнес-процесса есть технология. Скажем, протокол. Он описывает ход собрания, заседания. Но только данного, одного. Его не повторить. И действует он пост-фактум. А план? Ближе, конечно, но и он недостаточно технологичен, ибо строится "пре-фактум" и тоже не очень-то тиражируем. Возьмем проект: он точнее плана, предметнее и похож на технологию,
если реально воплощается "ин-фактум". Технология есть освоенный, тиражируемый проект.
Необходимо соблюдать следующие требования к технологизации:
1) перечисленные элементы не должны быть слишком жесткими, чтобы лич
ностный потенциал не погашался. Они должны давать возможность как
раз проявлению личности;
2) они должны быть устойчивы к непредвиденным событиям;
3) они должны обладать известной, необходимой степенью инновационно-
сти;
4) они должны иметь достаточную степень реализуемости;
5) бизнес-технологии должны работать длительно;
6) должны быть еще некоторые определенные люфты-допуски, минималь
ные, максимальные колебания;
7) должна быть достаточная простота, не столько алгебра, сколько арифме
тика. Понятность, легкая усвояемость, что ли, этих бизнес-технологий ра
ботниками;
8) должна быть некоторая психогеничность - соответствие человеческим
возможностям, способностям;
9) и у нее, конечно, должна быть адаптивность, эластичность.
Вот такие, на мой взгляд, должны быть требования к бизнес-технолгиям. Как сказал М. Кузнецов, нам нужны "одушевленные технологии". Отсюда следует и подход к оценке качества бизнес-технологий:
Элементы бизнес-технологий: Требования к бизнес-технологиям:
Цели N. - открытость личным возможностям,
Условия.--- 1 \v - инновационность,
Действия ^\ - устойчивость к непредвиденному,
Связи./ - длительность использования,
Правила >^ - ясные допуски,
' - простота и адаптивность.
В той степени, в какой левая сторона стремится и достигает правой, в той степени и обеспечивается качество бизнес-технологий.