перспективе в кадре

Зачастую мы видим на экране плоскостное изображе­ние. Оно не имеет ни глубины, ни объемности, ни перспек­тивы, и зритель воспринимает его трехмерным только на основе своих привычных жизненных впечатлений (по соотношению размеров людей, животных, деталей, предметов, находящихся на первом плане и на более отдаленных планах, по контрасту изображения, по характеру падающих теней и по многим другим признакам).

Как же получается, что трехмерная натура выглядит на экране двухмерной? Чело­веческое зрение бинокулярно (в переводе - двуглазое); оно имеет две точки зрения, от­дельно для правого и отдель­но для левого глаза. «Зрение» кинокамеры монокулярно (то-есть одноглазое). Оно облада­ет только одной точкой зре­ния - точкой зрения объектива. Поэтому зрение у человека стереоскопично, а видеокамера обычно передает изображение в плоскости.

Чтобы изображение на эк­ране приблизить к окружаю­щей нас действительности, не­обходимо при композиционном построении кадра создать ил­люзию глубины, стереоскопич­ности и пространственности. Для этого кадр надо строить многоплановым. Чем больше в нем планов, тем сильнее ощу­щается глубина. Правильное нахождение первого плана, сопоставление его со вто­рым и более отдаленными планами сразу создает эффект глубины и пространственности.

Люди, детали, предметы по мере их удаления от видеокамеры становятся на изображении меньше и не такими четкими по очертанию. Перспектив­ное сопоставление обычно создает глубинное построение кадра. Эффектно выглядят уходящие вдаль линии же­лезнодорожных путей, дорог, каналов и рек. Они хо­рошо подчеркивают в кадре пространственность и пер­спективу.

Итак, используя многоплановость, создавая перспек­тивные сопоставления, можно добиться ощущения глу­бины изображения.

Очень важно для композиции кадра светотональное решение. Правильные переходы освещения от кадра в кадр играют большую роль в композиции. Например, нельзя сначала снимать против солнца вечерний закат над рекой, а затем, перейдя на более крупный план, снимать группу людей на берегу этой же реки, но по­вернувшись спиной к заходящему солнцу. Получится явное нарушение световой композиции.

Перемещая действующих лиц, детали и предметы в кадре, правильно используя освещение, добиваются создания разницы в контрасте и идентичности общего тона изображения. Кроме того, при композиционном ре­шении кадра учитывают темп и ритм движения.

Но, конечно, самое главное при работе над компози­цией кадра — стремиться к наибольшей выразительно­сти в передаче изображения.

Композиционное построение кадра всегда должно отличаться ясностью идеи, простотой, доходчивостью. Любое решение должно исходить из замысла фильма, подчиняться верной общей идее целого, опираться на хороший вкус.

Планы съемок

Мы уже говорили о различных планах съемки. Те­перь расскажем о них более подробно и отметим их роль как важнейших средств изображения. Они применяют­ся отнюдь не произвольно, а подчиняются законам по-

строения фильма, которые обязательны, как и правила грамматики и синтаксиса в языке.

Основными планами, как уже говорилось, являются общий, средний и крупный. Иногда устанавливается и более детализированное деление планов, которое мы и приводим.

Дальний план снимается с отдаленной точки, в мелком масштабе. Это многопредметный план. Он по­зволяет показывать в кадре большую группу людей и ок­ружающее пространство: поля, горы, улицы и так далее, дает возможность открывать зрителю на экране пер­спективу изображения. При этом отдельные объекты - поезд, дерево, здание, человек - занимают незначитель­ную часть кадра.

Общий пла н охватывает обстановку и знакомит зрителя с местом, в котором будут разыгрываться по­следующие события. План этот носит обзорный, инфор­мационный характер. Поэтому общим планом снимают обычно кадры в начале фильма или отдельных эпизо­дов, Это как бы преддверие к дальнейшему действию. Общий план передает местный колорит, за исключением тех случаев, когда им пользуются для показа движений, захватывающих большое пространство: скачек, велоси­педных гонок, футбольного состязания.

Средний - дальний план показывает людей во весь рост, на всю высоту кадра, от нижней до верхней рамки. Он укрупняет ранее показанное общим планом, приближает объект съемки к зрителю, уточняет инфор­мацию и акцентирует внимание на чем-то определенном, заслуживающем внимания.

Средний план изображает людей еще крупнее, приближенно, не во весь рост, а до колен. Он дает как бы часть общего плана, значительно сильнее подчерки­вая развитие действия. Его применяют, прежде всего, в сценах, требующих пространственного перемещения дей­ствующих лиц. На этом плане хорошо передается движение, отчетливо видны жесты действующих лиц.

Надо учитывать, что для общей характеристики об­становки на кадрах, снятых средним планом, изобра­жение чересчур велико, а для передачи мимики дейст­вующих лиц мало, так как черты лица выглядят слиш­ком мелкими.

Но зато средним планом можно укрупненно показать характерные частности общего плана, привлечь внимание зри­теля к главному в кадре.

В первом плане чело­век входит в кадр до пояса. Это преддверие крупного пла­на. На первом плане можно показать все, чего не дали об­щий и средний. Здесь уже вид­ны и мимическая игра дейст­вующих лиц и подробности в их костюмах. Первый план на­стораживает зрителя, останав­ливая его внимание на осо­бенно значимом в кадре.

Крупный план показы­вает голову человека до плеч, лицо человека, его мимику и характерные черты. Он дает возможность раскрыть тончай­шие душевные переживания действующего лица, его вну­тренний мир, усилить впечат­ление зрителя от увиденного, приблизить его к событиям. Короче говоря, используя этот план, можно лучше всего пере­дать эмоциональное и психо­логическое состояние человека.

Заметим, что при съемке на 8-миллиметровую пленку ча­сто пользуются крупным пла­ном вместо общего или сред­него. К этому приходится при­бегать, так как иначе качество изображения из-за малого формата кадра получается не­удовлетворительным.

Кадры крупного плана необходимы любому фильм. Они сильнее и глубже, чем другие, вовлекают зрителя в события, развертывающиеся на экране.

П л а н - д е т а л ь представ­ляет собой сверхкрупный план. Он акцентирует внимание на какой-либо детали, которая в монтажном сопоставлении с другими планами особо значи­ма не только в данном кон­кретном случае, но и в даль­нейшем развертывании сюже­та фильма. Этот план исполь­зуется, чтобы подчеркнуть кульминационный пункт сце­ны, а иногда и фильма в це­лом. Такие кадры — своего рода «восклицательные знаки» в фильме.

План-деталь показывает увеличенную часть снимаемо­го объекта: руку, ногу, глаз, циферблат ручных часов, за­полняющий весь экран, орден на груди человека, шрам на лице. План-деталь помогает передать, например, дату по­казом листка календаря; вре­мя года — замерзшим окном, веткой сирени или желтым па­дающим листом; время су­ток -циферблатом часов или зажженным уличным фонарем, настольной лампой; дождь - водостоком, зонтиком и т. п.

В технических и научных фильмах съемка отдельных деталей сверхкрупным пла­ном применяется для показа работы частей машин, меха­низмов, шкал приборов, дета­лей планов, чертежей и ри­сунков.

Выбор плана имеет реша­ющее значение в композици­онном построении кадра. При определении масштабного со­отношения плана необходимо ясно себе представить содер­жание кадра, чтобы выбор то­го или иного плана был оправ­дан последующим развертыва­нием творческого замысла.

Мы уже отмечали, что видео сегодня еще оста­ется двухмерным, поскольку объемные, стереоскопические фильмы пока что широко не применяются из-за сложности их производства и демонстра­ции.

В создании иллюзии объемности большую роль иг­рают правильно решенный светотональный рисунок кадра, многоплановость кадра и другие приемы компо­зиции. Этому способствует также прием, который назы­вается съемкой с обратной точки.

Он заключается в том, что после съемки какого-ни­будь кадра камера переносится на противоположную сторону и оттуда снимается новый кадр (средним или крупным планом, в общих планах такой прием приме­няется редко).

С обратной точки неизбежно придется снимать, ко­гда надо показать группу людей, сидящих за круглым столом. Если ограничиться здесь съемкой с одной точки, то половина людей будет показана в анфас, а половина спиной. Не будет видно выражения их лиц во время беседы. Но этот прием съемки следует применять либо при искусственном освещении либо в пасмурную погоду во избежание резкого изменения светотонального рисунка в кадре.

Съемка с обратной точки передает пространствен­ную глубину в плоскости именно тем, что показыва­ет предметы и действующих лиц с противоположной стороны. Такой прием часто применяется для пере­дачи на экране спортивных выступлений и цирковых номеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: