Обсуждение

  1. Да, след в жизни других людей – это тема, которая широко представлена в психологии.
  2. Категория «другого» присутствует в теории ППТ: и в формуле реплик, и когда вводился жизненный мир, описываемый не с точки зрения стратиграфии, а с точки зрения феноменологического опыта, перечислялось: пространство, время, субъект и другой. Для какого-то слоя опыта это мать, фигура заботы… Вспоминается фильм «Мужчина и женщина»/ Un homme et une femme, 1966, где это изящно проиллюстрировано. И также в терапии иногда чувствуется, как «духи, призраки» заполняют кабинет психотерапевта. Это не мистический, эзотерический опыт, а следы других, которые важны для клиента. Надо как-то эту «толпу» держать вниманием.
  3. И все же, присутствие – что это такое? Не поэтически, не объект для классификации? Образ, который возникает в сознании терапевта; ощущение, что помимо нас в описываемой ситуации/диалоге есть кто-то еще, с кем у клиента есть отношения, на кого надо оглядываться. Мы можем выявить, обнаружить это присутствие, попросив клиента описать эту персону, или наделив его «голосом» - попросить клиента высказать, что этот Другой думает, чувствует, ожидает.
  4. Это тот, к кому обращен, отнесен процесс переживания клиента? Не всегда. В переносе – безусловно. Однако не всегда про присутствие можно сказать: «Я плачу не тебе, а тете Нюре». Иногда чье-то присутствие, особенно, неосознанное, препятствует нормальной работе переживания. Представим ситуацию, когда девушка потеряла молодого человека (по поводу него будет переживаться печаль, тоска, - собственно, должна совершиться работа горя), плакать она будет терапевту, вместе с ним, а незримое присутствие, скажем, матери будет мешать ей выразить свои чувства, потому что «не стоит плакать о мужчинах, они того не стоят».
  5. Можно ли понять присутствие в том же смысле, что и Э. Толле, как состояние «здесь-и-теперь» в контексте осознанного проживания жизни? (Он дает такой лозунг: «Присутствуйте! Будьте здесь и теперь в своем переживании»). То, о чем говорит Толле, важно для клиента, но с другой стороны, чтобы сам клиент присутствовал. Здесь же о присутствии других. Помните Гарри Поттера в «Дарах смерти», когда он идет навстречу Волан-де-Морту, для того чтобы умереть? И появляются его родители, его крестный, и другие. Для меня это такой образ – да, живое присутствие. Не обязательно от них избавляться. Они, действительно, могут помочь справиться с чем-то в настоящем.
  6. Вспоминается: «Традиции всех мертвых поколений висят как кошмар над умами живых» (К. Маркс). И вот чтобы они не висели кошмаром, надо дать им голос – это рефлексия, осознание, т.е. то, на что во многом направлена терапия. Кажется, это еще о диалогичности переживания – и это близко и важно.
  7. Еще одно: у Платонова в «Занимательной психологии» есть описание явлений телепатии, когда он гипнотизирует мысленно, или через несколько комнат, это есть у свт. Луки Войно-Ясенецкого в «Дух, душа, тело», где он говорит о чувстве присутствия только что умершего родственника, взаимосвязи родных. И есть описание некоторых духовных опытов. Я бы не исключал, что есть еще что-то, что нельзя описать на языке психических процессов. Присутствие может быть чем-то большим. В молитве за других некоторые люди это чувствуют.
  8. Возможно, здесь же и ответ на вопрос, почему когда мы слушаем аудиозапись, складывается другое впечатление? Ты чувствуешь, что есть что-то, что не выразить словами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: