Межбюджетные отношения субъектов Федерации и

Федерального Центра

Межбюджетные отношения – остов, «скелет» федерализма. И если они не выражают саму суть федеративных отношений, то все остальное, что касается разговоров о федеративном устройстве государства, – это попытки выдавать желаемое за действительное в лучшем случае, в худшем – политическая мимикрия авторитарной сути, волк в овечьей шкуре.

Именно этот худший вариант мы и имеем в действительности, при этом прекрасно отдавая себе отчет в том, что, видимо, это есть единственный на ближайший период времени способ сохранить целостность России, ее управляемость и экономическую независимость.

Какими должны быть межбюджетные отношения, чтобы «и волки были сыты, и овцы – целы»? Сколько должно идти в федеральную казну и сколько оставаться в самих регионах, чтобы общефедеральные программы выполнялись, а регионы не теряли той части средств, которая необходима для их собственного самостоятельного развития? Каким образом без ущерба для развития регионов-доноров поддержать регионы-реципиенты? Только ответив на эти вопросы, мы можем говорить о том, какова Россия по своему государственному устройству.

Объективный экономический анализ показывает, что нормальное самостоятельное развитие регионов возможно в том случае, когда 60% средств от общей суммы бюджетных сборов и платежей остаются в бюджете самого региона. Это как минимум-миниморум. Оптимальное же соотношение: 70% – регион, 30% – федеральный Центр.

Но для переходного периода, а именно в таком положении находится Россия, при существующей объективной экономической асимметрии регионов, необходимы средства для поддержания развития регионов-реципиентов. Ясно, что это возможно только за счет помощи регионов-доноров. Однако не должно быть смешения этих средств с другими внутри самого федерального бюджета. Их смешение порождает бесконтрольность, способствует нецелевому использованию средств.

Принятие за основу построения межбюджетных отношений схемы: 60% – регион, 30% – федеральный Центр и 10% – общефедеральный бюджетный фонд поддержки развития регионов-реципиентов, и может служить реальным экономическим стержнем, становым хребтом федерализма в России.

Принципы формирования исполнительных и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: