В этом разделе вы познакомитесь с советами, которые дают начинающему психологу-консультанту другие известные практические психологи, в частности Р. Мей, А Пиз, Р. Кочюнас и др. Их замечания и рекомендации помогут начинающим психологам приобрести необходимый практический опыт в консультировании.
Как преодолеть тревогу и напряжение
Большинство начинающих консультантов встречают своих клиентов с амбивалентными чувствами. Их источник — вопросы, которые встают перед консультантом и отсутствие определенных ответов:
— Что я скажу клиенту?
— Как следует разговаривать с клиентом?
— Способен ли я помочь?
— Способен ли я понять, о чем говорит клиент?
— Что случится, если я ошибусь?
— Что клиент думает обо мне?
— Заметит ли клиент мою неопытность и как прореагирует на нее?
— Придет ли он в следующий раз?
Все приведенные вопросы вызывают тревогу и напряжение. В большинстве случаев возникающую в подобных ситуациях тревогу следует воспринимать как естественную. Некоторый уровень тревоги указывает на осознание профессиональной ответственности, а также понимание непредсказуемости процесса консультирования. Смелость консультанта в том и состоит, чтобы он не отбрасывал, не вытеснял возникающую тревогу, а вобрал ее в себя, обозначил и принял. Неуверенность в себе в таком серьезном, сложном и ответственном занятии, как психологическое консультирование, вполне нормальна — не сомневаются лишь надменные глупцы, но этим они и опасны. Тревога из-за вышеупомянутых вопросов уменьшится, если консультант перестанет заранее оценивать и причислять себя — а тем самым и клиента — к некоей категории. Истинные ответы на вопросы предоставляет искренняя заинтересованность в каждом клиенте как неповторимом человеке. Полезно также советоваться с более опытными коллегами, обсудить свои проблемы в группах профессионалов. Тогда профессиональный диапазон расширится и консультант не "сгорит" на работе.
|
|