- контакт глаз - для клиента иногда важно заглянуть в глаза психолога для того, чтобы проверить, насколько внимательно его слушают, не смеются ли, не осуждают ли.
- выражение лица -доброжелательное внимание.
-поза тела - ненапряженная, незакрытая (своеобразный телесный контакт возникает тогда, когда клиент не осознавая, начинает зеркально отражать позу, поведение консультанта)
- тон и громкость голоса - тон должен соответствовать тому, что говорится психологом, голос должен быть приглушенный, чтобы сложилось ощущение доверительности и интимности
- использование паузы - наличие пауз создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросы или комментировать то, что говорит клиент.
Специфические техники.
- отражение содержания - перефразирование и обобщение- отражение содержания помогает клиенту лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, идеях, установках. 3 цели перефразирования:
*показать клиенту, что консультант очень внимателен;
|
|
*выкристаллизовать мысль клиента;
* проверить правильность понимания мыслей клиента.
3 правила перефразирования:
*перефразируется основная мысль клиента;
*нельзя искажать или заменять смысл утверждения клиента, а также добавлять что либо от себя.
*избегать «попугайства», т.е. дословного повторения высказываний клиента.
В обобщении выражается основная идея нескольких малосвязанных между собой утверждений или долгого и запутанного высказывания. Если перефразирование охватывает только что высказанные утверждения клиента, то обобщению подлежит целый этап беседы или вся беседа.
- столкновение с внутренней реальностью;
-столкновение с внешней реальностью;
- способствующее высказывание.
3. Личность консультанта, его роль в процессе ПК, профессиональная ответственность.