Первый принцип ДО - процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности учащегося

Дидактические модели ДО

Каждая система обучения строится на определенной дидактической модели. В соответствии с этой моделью затем строится формальная модель, отражающая совокупность содержания, методов и средств обучения.

Исходя из определения ДО, как организации познавательной деятельности, основанной на самообразовании, где непосредственное педагогическое общение сведено к минимуму, необходимо определить дидактические принципы, отличающие ДО и лежащие в основе построения дидактической модели.

Итак, в ДО должны соблюдаться следующие принципы [12]:

  1. Процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности учащегося;

Первый принцип ДО - процесс обучения строится в основном на самостоятельной познавательной деятельности учащегося

Этот принцип определяет отношение субъектов процесса обучения и роль преподавателя в учебном процессе.

Несомненно, личностное общение преподавателя и обучающегося есть неоценимое качество очной формы обучения и его никогда не заменит общение с любой даже самой умной машиной.

Однако в такой педагогической ситуации определяющей является талант педагога, и в условиях массового обучения он не имеет такого эффекта как при индивидуализированном обучении.

Если же ставить цель максимального раскрытия творческих способностей учащегося, то необходимо создать такую образовательную (учебную) среду, которая в максимальной степени способствовала бы этому. И здесь, прежде всего, необходимо обеспечить максимальный доступ учащегося к учебной информации. Современные средства и технологии позволяют это сделать. Сейчас практически все образовательные учреждения высшего профессионального образования имеют информационные ресурсы, обеспеченные средствами удаленного доступа посредством Интернет.

В этом случае основным техническим средством обучения является компьютер. Однако в отличие от традиционных технических средств обучения, применяемых в учебном процессе как вспомогательные средства, компьютер имеет дидактические функции, позволяющие выступать не только посредником между преподавателем и учащимся, но и брать на себя часть учебного процесса [20]. Обучающие функции компьютера реализуются через компьютерные программы (КОП). Имея различное назначение (теоретический материал, тренажеры, контролирующие программы), эти обучающие программы обладают одним важным общим свойством как интерактивность. Именно это свойство программы помогает воспроизвести эффект общения преподавателя с обучающимся. Разработка КОП - достаточно сложная процедура, но главным элементом в ней является участие преподавателя. Это позволяет передать компьютерной программе педагогическую индивидуальность преподавателя, то есть то, что в традиционной педагогике является основой педагогической школы.

Создание компьютерных обучающих программ требует от преподавателя определенных специфических знаний в области информационных технологий, но самое важное здесь понять, что КОП требует иной организации (структурирования) учебного материала.

Итак, какова же роль преподавателя в этой учебной среде, представляющей собой море информации, средства доступа к ней и обучающие программы.

Первое - руководство учебным процессом, которое включает в себя консультирование обучающихся на всех этапах учебной программы и контроль качества их знаний. При этом функция интерпретатора знаний, которая в традиционной дисциплинарной модели обучения принадлежит преподавателю, переходит в данной (информационной) модели к самому обучающемуся.

Второе, и не менее важное - воспитательная функция преподавателя. Образование - сложный и многогранный процесс развития личностных, профессиональных качеств и "живое" общение в процессе воспитания личности - есть основа существования человеческого общества.

Следовательно, в ДО вовсе не отменятся непосредственное общение преподавателя и ученика. Насколько оно должно быть интенсивным зависит от многих факторов, но оно должно быть.

Есть две возможности частичной компенсации отсутствия или недостатка в непосредственном (физическом) общения преподавателя и ученика.

Это, во-первых, организация их общения посредствам сетевых технологий (почтовых технологий, видео и звуковых конференций). Среди этих технологий наиболее эффективной и максимально приближенной к очной является видеоконференция, но здесь главным препятствием становятся технические факторы.

Другой возможностью организации общения преподавателя и учащихся является тьюториал как система поддержки и сопровождения учебного процесса посредством тьюторов - преподавателей-консультантов.

Функции тьюторов достаточно подробно описаны [16]. Важно понимать, что определение их функций достаточно условное и в действительности определяется их профессиональными качествами.

  1. Познавательная деятельность учащегося должна носить активный характер;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: